Сигнализаций»

Мастер:

- проверяет у учащегося наличие индивидуальной книжки, сверяет по ней номер подлежащей отработке темы занятия,

- объявляет тему и цель занятия,

- объясняет устройство, правила и технику пользования тренажером.

1-й этап занятия. Мастер:

- указывает, что все органы управления автомобилем, приборы и т. д. в
кабине размещены в определенном порядке, обеспечивающем удобство
пользования ими,

- показывает органы управления и т. д. по их расположению в кабине,

- дает учащимся задание показывает расположение органов
управления, приборов и т. д.,

- слушает ответы учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.
Учащийся выполняет задание.

2-й э тап з а нятия. Мастер объясняет:

- значение правильной посадки водителя на рабочем, месте,

- что в позе водителя не должно быть скованности, напряженности, которые приводят к быстрому утомлению,

- что неправильная посадка не обеспечивает хорошие условия для пользования органами управления, ведет к ограничению обзорности дороги,

- что основное направление взора водителя - вперед с периодическим переводом на щиток приборов и зеркало заднего вида,

Мастер показывает:

- правильное положение на рабочем месте,

- положение корпуса, рук на рулевом колесе, ног на полу кабины,

- регулировка сиденья но длине и наклону спинки и в зависимости от роста водителя,

- регулировку зеркала заднего вида.
Затем мастер:

- дает команду занять учащимся рабочее место водителя, произвести регулировки сиденья,

- наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.

Учащиеся выполняют задание.

3-й этап зан ятия. Мастер объясняет:

- назначение рулевого колеса: поворачивая его, можно вести
автомобиль по прямой, изменять направление движения, маневрировать,
предупреждать в опасных ситуациях наезд, столкновение и т. д.,

- что неправильное положение рук на ободе рулевого колеса затрудняет управление автомобилем,

- что руки на рулевом колесе надо держать в слегка согнутом в локте положении, обхватив обод четырьмя пальцами снизу и большими пальцами сверху, зона расположения хвата для левой руки должна соответствовать цифрам 8-10 циферблата часов, правой 2-4 и т. д.,

- при движении вдоль рулевого колеса поворачивают в ту сторону или другую сторону па.большой угол, чтобы автомобиль в прямолинейном направлении (выравнивающий поворот).

Мастер показывает:

- способы вращения рулевого колеса двумя руками поочередно влево и
вправо, действия рулевым колесом при выравнивающем и плавном
поворотах.

Затем мастер:

- дает команду учащимся приступить к выполнению упражнения,

- наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.

Учащиеся выполняют задание.

4-й эта п занятия. Мастер объясняет:

- назначение педали сцепления: нажимая и отпуская ее, разобщают
двигатель с ведущими колесами и плавно его соединяют при троганни
автомобиля с места, переключении передач,

- что педаль нужно нажимать средней частью левой стопы. Мастер показывает:

- перенос левой ноги с пола на педаль,

- воздействие ноги на педаль,

- перенос ноги на пол кабины после выключения сцепления.

Затем мастер дает команду приступить к выполнению задания, наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

5-й этап занятия. Мастер объясняет:

- назначение ножного тормоза: нажимая и отпуская его педаль,
снижают скорость движения и останавливают автомобиль, предупреждают в
опасных ситуациях наезд, столкновение и т. д.,

- при нажатии педали загорается стоп-сигнал, оповещающий
окружающим о замедлении или остановке автомобиля,

- что педаль нужно нажимать средней частью стопы плавно и не до конца хода ее (ударное нажатие только в опасных ситуациях),

- что при подготовке к остановке автомобиль в момент положения педали 2/3 ее хода следует выключить сцепление.

Мастер показывает:

- положение ноги на педали,

- воздействие ноги на педаль,

- различный характер возможного нажатия на педаль (плавное,
быстрое, прерывистое),

- взаимодействие педали тормоза, сцепления с рычагом стояночного
тормоза.

Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

6-й этап занятия. Мастер объясняет:

- назначение педали дросселей: нажимая и отпуская ее, регулирует
количество горючей смеси, поступающей в цилиндры для плавного трогания
автомобиля с места, увеличение или уменьшение скорости,

- характер взаимодействия педалей и сцепления (опережающее
действие педалью дросселей),

- что педаль нужно нажимать плавно на необходимую величину ее хода
и плавно отпускать.

Мастер показывает:

- положение ноги на педали,

- взаимодействие ноги на педали,

- перенос ноги с педали дросселей на педаль тормоза и обратно,

- взаимодействие педали дросселей с педалью сцепления.. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

7-й эта п занятия. Мастер объясняет:

- назначение рычага коробки передач: перемещая его в определенное положение, изменяют тяговое усилие на ведущих колесах, осуществляют движение задним ходом, отключают двигатель автомобиля от ведущих колес,

- необходимость полного выключения рычага при взаимодействии с педалью сцепления,

- необходимость задержки рычага в нейтральном положении,

- необходимость полного ввода рычага в передачу,

- необходимость плавного бесшумного перевода рычага из одного положения в другое (быстрый перевод производится; только в опасных ситуациях),

- при перемещении рычага к себе (на грузовых автомобилях для включения 2-ой и 4-ой передач и заднего хода) пользуются пальцами правой руки, держа рычаг в обхват, а от себя (на грузовых автомобилях для включения 1-ой и 3-ей передач) - открытой ладонью, не применяя при этом чрезмерных усилий,

- что при перемещении рычага от себя нельзя наклоняться вперед. Мастер показывает:

- перенос руки с рулевого колеса на рычаг и обратно,

- нейтральное положение рычага,

- взаимодействие рычага с педалью сцепления,

- перевод рычага из нейтрального положения в положение 1-4- передач,
заднего хода и возвращение в нейтральное положение,

- перевод рычага в восходящем и нисходящем порядке.
Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

8-й э тап занятия. Мастер объясняет:

- назначение стояночного тормоза: затягивание его рычага удерживает автомобиль на остановках и стоянках на ровной дороге, подъемах и спусках,

- что в движении рычагом пользоваться лишь при внезапном отказе ножного тормоза,

- что рычаг держат четырьмя пальцами правой руки, нажимая большим пальцем кнопку стопорной защелки (на ЗИЛ-130, сжимая рычаг, освобождают стопорную защелку),

- что рычаг затягивается плавно (быстро только в опасных ситуациях),

- что не следует прилагать излишние усилия к рычагу.

- как переносить на рычаг, снимать его со стопорной защелки и
отпускать на 1/3 хода,

- положение руки на рычаге. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

9-й этап занятия. Мастер объясняет:

- назначение выключателя зажигания и стартера: при среднем
положении ключа - зажигание выключено, при положении первом по
часовой стрелке - зажигание включено, при положении втором - зажигание и
стартер включены.

Мастер показывает:

- включение и выключение зажигания и стартера,

- контроль правильности зажигания по прибору на щитке. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

10-й этап за нятия. Мастер объясняет:

- назначение переключателей указателя поворота: с перемещением
рукоятки вниз включается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с
левой стороны автомобиля, а с перемещением рукоятки вверх мигающий
свет включается с правой стороны,

- что излишнее усилие при включении одного указателя приводит к
тому, что вместо него включается другой указатель, когда первый
выключается (нормальное положение рукоятки - среднее, нейтральное).

Мастер показывает:

- положение руки на рукоятке,

- включение и выключение указателей,

- контроль правильности включения указателей по прибору на щитке. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

11-й этап занятия. Мастер объясняет необходимость проверки, готовности органов управления автомобиля к пуску двигателя.

Мастер показывает последовательность проверки:

- включение стояночного тормоза,

- нейтральное положение рычага коробки передач,

- включение сцепления. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

12-й этап занятия. Мастер объясняет и показывает последовательность действий при пуске двигателя:

- выжать (выключить) педаль сцепления,

- включить зажигание, стартер (не более чем на 3 - 10 сек.); при этом должен быть слышен характерный шум стартера и последующий за ним шум пущенного двигателя, погаснут контрольная лампа масла и лампа разряда аккумуляторной батареи,

- включить стартер,

- перевести правую руку на стояночный тормоз, снять его с фиксатора и отпустить на 1/3 хода,

- выбрать свободный ход включения педали сцепления,

- включить указатель левого поворота, посмотреть в левое зеркало заднего вида,

- плавно отпустить недаль сцепления и одновременно полностью стояночный тормоз,

- нажать правой ногой на педаль дросселей,

- перенести правую руку на рулевое колесо,

- плавно начать движение автомобиля, увеличить частоту вращения
коленчатого вала двигатели до 3/4 хода педали дросселей.

Для плавной остановки автомобиля:

- посмотреть в зеркало заднего вида,

- включить указатель правого поворота,

- перевести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза,

- плавно нажать на педаль тормоза, снизить скорость движения,

- продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль
сцепления (в момент положения педали тормоза, соответствующего 2/3 его
хода),

- нажать педаль тормоза до упора,

- включить стояночный тормоз и отпустить педаль тормоза,

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,

- отпустить педаль сцепления,

- выключить указатель поворота,

- выключить зажигание.

О том, что двигатель остановился, свидетельствует загорание на щитке красным светом указателя масла и разряда аккумуляторной батареи. Затем мастер:

- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,

- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.

Мастер дает контрольное по занятию задание:

- занять рабочее место водителя,

- показать расположение, указать назначение и действие органов
управления, приспособлений и т. д.,

- произвести пуск и остановку двигателя.
Учащиеся выполняют задание

Мастер проводит заключительный инструктаж:

- анализирует качество выполнения контрольного задания учащимися,

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальные книжки учащихся, дает им расписаться в соответствующих графах,

- отвечает на вопросы учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: