Мастер:
- проверяет у учащегося наличие индивидуальной книжки, сверяет по ней номер подлежащей отработке темы занятия,
- объявляет тему и цель занятия,
- объясняет устройство, правила и технику пользования тренажером.
1-й этап занятия. Мастер:
- указывает, что все органы управления автомобилем, приборы и т. д. в
кабине размещены в определенном порядке, обеспечивающем удобство
пользования ими,
- показывает органы управления и т. д. по их расположению в кабине,
- дает учащимся задание показывает расположение органов
управления, приборов и т. д.,
- слушает ответы учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.
Учащийся выполняет задание.
2-й э тап з а нятия. Мастер объясняет:
- значение правильной посадки водителя на рабочем, месте,
- что в позе водителя не должно быть скованности, напряженности, которые приводят к быстрому утомлению,
- что неправильная посадка не обеспечивает хорошие условия для пользования органами управления, ведет к ограничению обзорности дороги,
- что основное направление взора водителя - вперед с периодическим переводом на щиток приборов и зеркало заднего вида,
|
|
Мастер показывает:
- правильное положение на рабочем месте,
- положение корпуса, рук на рулевом колесе, ног на полу кабины,
- регулировка сиденья но длине и наклону спинки и в зависимости от роста водителя,
- регулировку зеркала заднего вида.
Затем мастер:
- дает команду занять учащимся рабочее место водителя, произвести регулировки сиденья,
- наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.
Учащиеся выполняют задание.
3-й этап зан ятия. Мастер объясняет:
- назначение рулевого колеса: поворачивая его, можно вести
автомобиль по прямой, изменять направление движения, маневрировать,
предупреждать в опасных ситуациях наезд, столкновение и т. д.,
- что неправильное положение рук на ободе рулевого колеса затрудняет управление автомобилем,
- что руки на рулевом колесе надо держать в слегка согнутом в локте положении, обхватив обод четырьмя пальцами снизу и большими пальцами сверху, зона расположения хвата для левой руки должна соответствовать цифрам 8-10 циферблата часов, правой 2-4 и т. д.,
- при движении вдоль рулевого колеса поворачивают в ту сторону или другую сторону па.большой угол, чтобы автомобиль в прямолинейном направлении (выравнивающий поворот).
Мастер показывает:
- способы вращения рулевого колеса двумя руками поочередно влево и
вправо, действия рулевым колесом при выравнивающем и плавном
поворотах.
Затем мастер:
- дает команду учащимся приступить к выполнению упражнения,
- наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.
|
|
Учащиеся выполняют задание.
4-й эта п занятия. Мастер объясняет:
- назначение педали сцепления: нажимая и отпуская ее, разобщают
двигатель с ведущими колесами и плавно его соединяют при троганни
автомобиля с места, переключении передач,
- что педаль нужно нажимать средней частью левой стопы. Мастер показывает:
- перенос левой ноги с пола на педаль,
- воздействие ноги на педаль,
- перенос ноги на пол кабины после выключения сцепления.
Затем мастер дает команду приступить к выполнению задания, наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
5-й этап занятия. Мастер объясняет:
- назначение ножного тормоза: нажимая и отпуская его педаль,
снижают скорость движения и останавливают автомобиль, предупреждают в
опасных ситуациях наезд, столкновение и т. д.,
- при нажатии педали загорается стоп-сигнал, оповещающий
окружающим о замедлении или остановке автомобиля,
- что педаль нужно нажимать средней частью стопы плавно и не до конца хода ее (ударное нажатие только в опасных ситуациях),
- что при подготовке к остановке автомобиль в момент положения педали 2/3 ее хода следует выключить сцепление.
Мастер показывает:
- положение ноги на педали,
- воздействие ноги на педаль,
- различный характер возможного нажатия на педаль (плавное,
быстрое, прерывистое),
- взаимодействие педали тормоза, сцепления с рычагом стояночного
тормоза.
Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
6-й этап занятия. Мастер объясняет:
- назначение педали дросселей: нажимая и отпуская ее, регулирует
количество горючей смеси, поступающей в цилиндры для плавного трогания
автомобиля с места, увеличение или уменьшение скорости,
- характер взаимодействия педалей и сцепления (опережающее
действие педалью дросселей),
- что педаль нужно нажимать плавно на необходимую величину ее хода
и плавно отпускать.
Мастер показывает:
- положение ноги на педали,
- взаимодействие ноги на педали,
- перенос ноги с педали дросселей на педаль тормоза и обратно,
- взаимодействие педали дросселей с педалью сцепления.. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
7-й эта п занятия. Мастер объясняет:
- назначение рычага коробки передач: перемещая его в определенное положение, изменяют тяговое усилие на ведущих колесах, осуществляют движение задним ходом, отключают двигатель автомобиля от ведущих колес,
- необходимость полного выключения рычага при взаимодействии с педалью сцепления,
- необходимость задержки рычага в нейтральном положении,
- необходимость полного ввода рычага в передачу,
- необходимость плавного бесшумного перевода рычага из одного положения в другое (быстрый перевод производится; только в опасных ситуациях),
- при перемещении рычага к себе (на грузовых автомобилях для включения 2-ой и 4-ой передач и заднего хода) пользуются пальцами правой руки, держа рычаг в обхват, а от себя (на грузовых автомобилях для включения 1-ой и 3-ей передач) - открытой ладонью, не применяя при этом чрезмерных усилий,
- что при перемещении рычага от себя нельзя наклоняться вперед. Мастер показывает:
- перенос руки с рулевого колеса на рычаг и обратно,
- нейтральное положение рычага,
- взаимодействие рычага с педалью сцепления,
- перевод рычага из нейтрального положения в положение 1-4- передач,
заднего хода и возвращение в нейтральное положение,
- перевод рычага в восходящем и нисходящем порядке.
Затем мастер:
|
|
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
8-й э тап занятия. Мастер объясняет:
- назначение стояночного тормоза: затягивание его рычага удерживает автомобиль на остановках и стоянках на ровной дороге, подъемах и спусках,
- что в движении рычагом пользоваться лишь при внезапном отказе ножного тормоза,
- что рычаг держат четырьмя пальцами правой руки, нажимая большим пальцем кнопку стопорной защелки (на ЗИЛ-130, сжимая рычаг, освобождают стопорную защелку),
- что рычаг затягивается плавно (быстро только в опасных ситуациях),
- что не следует прилагать излишние усилия к рычагу.
- как переносить на рычаг, снимать его со стопорной защелки и
отпускать на 1/3 хода,
- положение руки на рычаге. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
9-й этап занятия. Мастер объясняет:
- назначение выключателя зажигания и стартера: при среднем
положении ключа - зажигание выключено, при положении первом по
часовой стрелке - зажигание включено, при положении втором - зажигание и
стартер включены.
Мастер показывает:
- включение и выключение зажигания и стартера,
- контроль правильности зажигания по прибору на щитке. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
10-й этап за нятия. Мастер объясняет:
- назначение переключателей указателя поворота: с перемещением
рукоятки вниз включается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с
левой стороны автомобиля, а с перемещением рукоятки вверх мигающий
свет включается с правой стороны,
- что излишнее усилие при включении одного указателя приводит к
тому, что вместо него включается другой указатель, когда первый
выключается (нормальное положение рукоятки - среднее, нейтральное).
Мастер показывает:
- положение руки на рукоятке,
|
|
- включение и выключение указателей,
- контроль правильности включения указателей по прибору на щитке. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
11-й этап занятия. Мастер объясняет необходимость проверки, готовности органов управления автомобиля к пуску двигателя.
Мастер показывает последовательность проверки:
- включение стояночного тормоза,
- нейтральное положение рычага коробки передач,
- включение сцепления. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
12-й этап занятия. Мастер объясняет и показывает последовательность действий при пуске двигателя:
- выжать (выключить) педаль сцепления,
- включить зажигание, стартер (не более чем на 3 - 10 сек.); при этом должен быть слышен характерный шум стартера и последующий за ним шум пущенного двигателя, погаснут контрольная лампа масла и лампа разряда аккумуляторной батареи,
- включить стартер,
- перевести правую руку на стояночный тормоз, снять его с фиксатора и отпустить на 1/3 хода,
- выбрать свободный ход включения педали сцепления,
- включить указатель левого поворота, посмотреть в левое зеркало заднего вида,
- плавно отпустить недаль сцепления и одновременно полностью стояночный тормоз,
- нажать правой ногой на педаль дросселей,
- перенести правую руку на рулевое колесо,
- плавно начать движение автомобиля, увеличить частоту вращения
коленчатого вала двигатели до 3/4 хода педали дросселей.
Для плавной остановки автомобиля:
- посмотреть в зеркало заднего вида,
- включить указатель правого поворота,
- перевести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза,
- плавно нажать на педаль тормоза, снизить скорость движения,
- продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль
сцепления (в момент положения педали тормоза, соответствующего 2/3 его
хода),
- нажать педаль тормоза до упора,
- включить стояночный тормоз и отпустить педаль тормоза,
- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,
- отпустить педаль сцепления,
- выключить указатель поворота,
- выключить зажигание.
О том, что двигатель остановился, свидетельствует загорание на щитке красным светом указателя масла и разряда аккумуляторной батареи. Затем мастер:
- дает учащимся команду приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями и указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задание.
Мастер дает контрольное по занятию задание:
- занять рабочее место водителя,
- показать расположение, указать назначение и действие органов
управления, приспособлений и т. д.,
- произвести пуск и остановку двигателя.
Учащиеся выполняют задание
Мастер проводит заключительный инструктаж:
- анализирует качество выполнения контрольного задания учащимися,
- объявляет и выставляет оценку в индивидуальные книжки учащихся, дает им расписаться в соответствующих графах,
- отвечает на вопросы учащихся.