Мастер:
- проверяет у учащихся наличие индивидуальных книжек,
- сверяет по ним номер подлежащего отработке занятия,
- дает задание учащимся выполнить действия, изученные на
предыдущем занятии:
- занять рабочее место водителя,
- показать действия органами управления, приспособлениями и т. д.,
- произвести пуск и остановку работы двигателя,
- наблюдает за действиями учащихся, указывает на допущенные ими ошибки.
Учащиеся выполняют задание.
1-й этап занятия Мастер:
- сообщает тему и цель занятия,
- дает общую оценку выполненного в начале занятия задания,
- объясняет:
- зачем применяется переключение передач в восходящем порядке,
- что постепенное увеличение оборотов двигателя при переходе на высшие передачи осуществляется нажатием до 2/3 хода педали дросселей, а отпускание педали - с одновременным выключением сцепления,
- что допускается переключение передач без двойного включения сцепления,, но в таком случае должна происходить задержка рычага коробки передач в нейтральное положение.
|
|
Мастер показывает последовательность действий при переключении передач в восходящем порядке (в том числе без двойного включения сцепления),
- постепенно увеличивать частоту вращения коленчатого вала
двигателя (до 2/3 хода педали дросселей),
- отпускать педаль дросселей, одновременно включив (выжав) педаль сцепления,
- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,
- сделать выдержку в 1-2 сек.,
- включить, а затем выключить сцепление (можно переключение
передач производить без двойного включения сцепления, но с задержкой
рычага коробки передач в нейтральное положение),
- включить 2-ю передачу,
- включить сцепление, одновременно нажав до 2/3 хода педаль дросселей,
- повторить действия, последовательно переключая передачи в восходящем порядке до достижения высшей.
Затем мастер:
- дает задание учащимся приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями, указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задания.
2-й этап з анятия. Мастер объясняет:
- в каких случаях применяется переход на низшие передачи,
- что для перехода на них сначала следует отпустить педаль дросселей и включить сцепление, а после включения передачи - включить сцепление и одновременно увеличить обороты двигателя,
- значение уравнения окружных скоростей включаемых шестерен и применения способа перегазовки,
- каковы последствия отставания педалей дросселей от педали
сцепления после перехода на низшую передачу, неправильного выбора
скорости, соответствующей включенной передаче.
Мастер показывает последовательность действий при переключении передач в нисходящем порядке, в том числе с применением перегазовки:
|
|
- отпустить педаль дросселей, одновременно нажать на педаль
сцепления,
- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,
- отпустить педаль сцепления,
- нажать до 3/4 ее хода педаль дросселей,
- отпустить и снова нажать педаль сцепления,
- включить пониженную передачу,
- включить сцепление, одновременно увеличить частоту вращения
коленчатого вала двигателя,
- повторить действия, последовательно переключая передачи в
нисходящем порядке до достижения 1 -ой передачи.
Затем мастер:
- дает задание учащимся приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями, указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задания.
3-й этап занятия. Мастер объясняет:
- приемы плавного и экстренного торможения,
- указывает на случаи, когда необходимо применение каждого из них,
- в чем состоят различия в выполнении этих приемов,
- что при экстренном торможении на сухой дороге следует интенсивно
нажимать на педаль тормоза и одновременно включать сцепление, а при
экстренном торможении на скользкой дороге - многократно нажимать на
педаль тормоза без включения сцепления,
- что более позднее включение сцепления способствует снижению
вероятности блокировки колес при торможении, повышает управляемость
автомобиля.
Затем мастер:
- дает задание учащимся приступить к выполнению задания,
- наблюдает за их действиями, указывает на допущенные ими ошибки. Учащиеся выполняют задания.
Мастер дает контрольное по занятию задание:
- произвести пуск двигателя,
- тронуть автомобиль с места,
- произвести ряд переключений передач в восходящем и нисходящем порядке,
- произвести ряд плавных и экстренных торможений автомобиля,
- остановить автомобиль, выключить двигатель. Мастер проводит заключительную часть занятия:
- анализирует качество выполнения контрольного задания,
- объявляет и выставляет оценки в индивидуальные книжки, дает
учащимся расписаться в соответствующих графах книжек,
-отвечает на вопросы учащихся.