Самовоспитание подростков и старших школьников должно развиваться последовательно, проходя ряд стадий:
· Выявление своих недостатков;
· Разработка программы и личных правил самовоспитания
· Реализация программы с помощью приемов самостимуляции и самопринуждения.
· Контроль результатов самовоспитания и коррекция программы самовоспитания.
Самовоспитание может рассматриваться как дальнейшее развитие положительных качеств и как преодоление отрицательных качеств, в этом случае говорят о перевоспитании.
Перевоспитание проходит несколько этапов. Подготовительный этап характеризуется образованием предпосылок для возникновения внутреннего конфликта. Путем воспитания у учащегося создаются новые формы поведения, которые вступают в противоречие со старыми наклонностями и привычками. На втором, конфликтном этапе отрицательные привычки, качества отвергаются. Третий этап перевоспитания характеризуется стремлением ученика к самовоспитанию в соответствии с усвоенными положительными идеалами.
Самовоспитание, направленное на преодоление недостатков, осуществляется успешно только при наличии программы самовоспитания. Она состоит в обещании себе, в самообязательствах осуществить определенную деятельность по самовоспитанию.
Программы самовоспитания могут быть краткосрочными и долгосрочными. Оптимальная программа самовоспитания должна отвечать следующим требованиям:
· Состоять из 3-5 самообязательств;
· Быть рассчитанной на определенный срок, с точным определением времени достижения поэтапных и конечной цели;
· Должны быть продуманы способы реализации намеченного;
· Новые обязательства должны приниматься лишь после выполнения ранее взятых, нереализованные задачи надо включать в новую программу самовоспитания.
Программа самовоспитания реализуется с помощью приемов, которые делятся на две группы: самостимулирование и самопринуждение.
Приемы самостимулирования включают в себя самоубеждение, самоободрение и самовнушение.
К приемам самопринуждения относятся самоосуждение, самозапрещение (самоприказ) и самонаказание.
Особенности самовоспитания школьников обусловлены их возрастом. У младших школьников самовоспитание связано лишь с самоисправлением поступков. Это зачатки самовоспитания.
Подростки хотят самовоспитывать в основном волевые качества: смелость, настойчивость, выдержку и т.д. Из других качеств называются чуткость, скромность. Самовоспитание у них связано с самоутверждением качеств личности через отдельные поступки. Но у подростков факт совершения поступка не отделяется от факта наличия или отсутствия определенного качества личности (если совершил смелый поступок – значит смелый человек).
Особенности самовоспитания подростков:
1. низкий уровень осознанности самовоспитания;
2. узость набора воспитательных качеств;
3. ситуативность самовоспитания.
В юношеском возрасте самовоспитание связано с выделением качеств личности как специального объекта самовоспитания.
Типичные ошибки самовоспитания:
1. абстрактность цели;
2. несоизмеримость цели и реальных возможностей;
3. бессмысленность цели;
4. одновременный выбор множества целей;
5. нарушение правильного соотношения ближних и отдаленных целей;
6. отсутствие отдаленной цели;
7. отсутствие критерия успешности;
8. неправильная реакция на неудачу в самовоспитании.
Самовоспитание – это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянного самоконтроля. Душевная лень, выражающаяся в отсутствии настойчивости, является серьезным препятствием для самовоспитания.