Психолого-педагогические основы самовоспитания

Самовоспитание подростков и старших школьников должно развиваться последовательно, проходя ряд стадий:

· Выявление своих недостатков;

· Разработка программы и личных правил самовоспитания

· Реализация программы с помощью приемов самостимуляции и самопринуждения.

· Контроль результатов самовоспитания и коррекция программы самовоспитания.

Самовоспитание может рассматриваться как дальнейшее развитие положительных качеств и как преодоление отрицательных качеств, в этом случае говорят о перевоспитании.

Перевоспитание проходит несколько этапов. Подготовительный этап характеризуется образованием предпосылок для возникновения внутреннего конфликта. Путем воспитания у учащегося создаются новые формы поведения, которые вступают в противоречие со старыми наклонностями и привычками. На втором, конфликтном этапе отрицательные привычки, качества отвергаются. Третий этап перевоспитания характеризуется стремлением ученика к самовоспитанию в соответствии с усвоенными положительными идеалами.

Самовоспитание, направленное на преодоление недостатков, осуществляется успешно только при наличии программы самовоспитания. Она состоит в обещании себе, в самообязательствах осуществить определенную деятельность по самовоспитанию.

Программы самовоспитания могут быть краткосрочными и долгосрочными. Оптимальная программа самовоспитания должна отвечать следующим требованиям:

· Состоять из 3-5 самообязательств;

· Быть рассчитанной на определенный срок, с точным определением времени достижения поэтапных и конечной цели;

· Должны быть продуманы способы реализации намеченного;

· Новые обязательства должны приниматься лишь после выполнения ранее взятых, нереализованные задачи надо включать в новую программу самовоспитания.

Программа самовоспитания реализуется с помощью приемов, которые делятся на две группы: самостимулирование и самопринуждение.

Приемы самостимулирования включают в себя самоубеждение, самоободрение и самовнушение.

К приемам самопринуждения относятся самоосуждение, самозапрещение (самоприказ) и самонаказание.

Особенности самовоспитания школьников обусловлены их возрастом. У младших школьников самовоспитание связано лишь с самоисправлением поступков. Это зачатки самовоспитания.

Подростки хотят самовоспитывать в основном волевые качества: смелость, настойчивость, выдержку и т.д. Из других качеств называются чуткость, скромность. Самовоспитание у них связано с самоутверждением качеств личности через отдельные поступки. Но у подростков факт совершения поступка не отделяется от факта наличия или отсутствия определенного качества личности (если совершил смелый поступок – значит смелый человек).

Особенности самовоспитания подростков:

1. низкий уровень осознанности самовоспитания;

2. узость набора воспитательных качеств;

3. ситуативность самовоспитания.

В юношеском возрасте самовоспитание связано с выделением качеств личности как специального объекта самовоспитания.

Типичные ошибки самовоспитания:

1. абстрактность цели;

2. несоизмеримость цели и реальных возможностей;

3. бессмысленность цели;

4. одновременный выбор множества целей;

5. нарушение правильного соотношения ближних и отдаленных целей;

6. отсутствие отдаленной цели;

7. отсутствие критерия успешности;

8. неправильная реакция на неудачу в самовоспитании.

Самовоспитание – это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянного самоконтроля. Душевная лень, выражающаяся в отсутствии настойчивости, является серьезным препятствием для самовоспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: