студентка бакалавриата 4 курс СР
научный руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Касьянова
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако, для того, чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются семьи многодетные.
Согласно Закону Орловской области от 2 октября 2003 года №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» многодетная семья Орловской области – семья, имеющая в своем составе трех или более детей до восемнадцатилетнего возраста, совершеннолетних детей в возрасте до двадцати трех лет, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо проходящих военную службу по призыву.
|
|
По мнению многих исследователей, семья в современной России переживает сложные времена. Как отмечают Бодрова Т. А. и Рыбакова Н.А., семья во все меньшей степени выполняет роль буфера между ее членами—с одной стороны, и обществом и государством—с другой, перестает быть психологическим убежищем от общественных потрясений. Многодетная семья сталкивается со всеми проблемами, свойственными каждой семье, но для нее они, в силу экономического кризиса, становятся более тяжелыми, решаются труднее.
Следует отметить, что проблемы многодетных семей зависят от места их проживания: города или деревни, регионы страны с низкой или высокой рождаемостью. Обращает на себя внимание тот факт, что в селе среднее число детей в многодетных семьях почти не изменилось, тогда как в городах наблюдается рост. Возможно, это связано со значительными миграционными потоками из сел в города, вызванными военными действиями на Кавказе, а также из республик бывшего СССР в Россию.
Положение многодетных семей, их проблемы в современных условиях, образ жизни семей в сельской местности изучаюттакие исследователи, как Л.Ф. Обухова, О.А. Масраева, Г. Шеляг. Они делают вывод, чтомодель экономического поведения, ориентированная на занятость в личном подсобном хозяйстве, для многодетных семей, в большинстве случаев, является результатом рационального выбора в сложившихся условиях. Именно сельская многодетная семья сегодня, как никогда,испытывает множество трудностей. В условиях нарастания социальной напряженности, кризисных процессов в экономике, сельским многодетным семьям все тяжелее справляться с рядом острых, специфичных для нее проблем.
|
|
Натуральные поступления из личного подсобного хозяйства, как и денежные доходы, формируемые за счет данного источника, для многодетных семей более значимы, чем для всех остальных. Следовательно, политика поддержки сельских многодетных семей, с одной стороны, должна быть направлена на институционализацию личных подсобных хозяйств и обеспечение их доступа к схемам лизинга и кредитования, с другой стороны, на содействие их доступу к информационным ресурсам и потребительским рынкам через обучение, создание сельских бизнес-инкубаторов, развитие потребительской кооперации.
В отличие от традиционных подходов по оказанию социальной помощи многодетным семьям, технология «Самообеспечения»ориентирована не на сам процесс оказания помощи, а на достижение долгосрочного и устойчивого результата - обеспечение получателей помощи источниками трудового дохода.
Целью реализации технологии «Самообеспечение» является повышение качества жизни многодетных семей с детьми по средствам активного вовлечения в процесс трудовой деятельности.
Задачами технологии «Самообеспечение»являются:
· Оказание денежной помощи многодетным семьям с детьми для развития личного подсобного хозяйства или осуществления индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг;
· Стимулирование этих семей к дальнейшему развитию личного подсобного хозяйства или занятию индивидуальной трудовой деятельностью по производству товаров и услуг.
· Бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в соответствии с Законом Орловской области от 15 апреля 2003 года N 320-ОЗ "О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан";
· Выделение в первоочередном порядке многодетным родителям (усыновителям),единственному родителю (усыновителю), создающим крестьянское (фермерское) хозяйство, льготных кредитов и ссуд для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства.
Технология «Самообеспечение» осуществляется поэтапно.
На первом этапе – консультативном- специалист по социальной работе консультирует многодетную семью, объясняя ей суть технологии «Самообеспечение» и перечисляет список необходимых для этого документов.
Второй этап – документный:
Заявитель обращается в учреждение социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) с комплектом документов, необходимых для получения пособия.
Заявитель предоставляет следующие документы:
· документ, удостоверяющий личность заявителя;
· справка о составе семьи заявителя. В случае отсутствия возможности у заявителя предоставления указанной справки состав семьи подтверждается актом обследования материально-бытовых условий проживания семьи, составленного управлением социальной защиты населения либо органом местного самоуправления по месту жительства семьи;
· справка о размерах всех получаемых заявителем и членами его семьи доходах в денежной и (или) натуральной форме;
· индивидуальный семейный план по выходу семьи на самообеспечение по выбранному направлению.
В индивидуальном семейном плане указывается:
|
|
1. что именно будет приобретать семья на средства пособия;
2. как будет использоваться приобретенное имущество;
3. как члены семьи будут участвовать в осуществлении плана;
4. что из полученной продукции будет идти в пользу семьи, а что - на продажу;
5. какими собственными ресурсами, необходимыми для выполнения плана, располагает семья.
Получатели помощи, развивающие свое личное подсобное хозяйство, могут:
· разводить и выращивать крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, кроликов, гусей, уток;
· заниматься пчеловодством и т.д.
Получатели помощи, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, могут производить различные товары либо оказывать те или иные услуги:
· изготовлять одежду, столярные изделия;
· оказывать бытовые услуги (электроработы, распилка дров, парикмахерские услуги, ремонт одежды и т.д.);
· производить готовые продукты питания (выпечка хлеба и т.д.), оказывать транспортные, ветеринарные услуги и др.
Третий этап – разработки:
Многодетная семья должна предложить план, имеющий обозримую завершенность во времени, то есть план должен быть таким, чтобы положительные изменения в жизни семьи благодаря его реализации могли наступить не через какое-то неопределенное время, а через не слишком долгий, но реалистичный срок.
Далее специалист по социальной работе проверяет правильность оформления заявления и семейного плана, а также наличие всех других необходимых документов. Он может помочь многодетной семье в составлении индивидуального семейного плана.
Ответственность за достоверность документов представленных в управление социальной защиты населения несет заявитель.
Если есть сомнения в достоверности предоставленных сведений, сотрудники органа социальной защиты населения могут выехать по месту жительства семьи и провести материально-бытовое обследование условий ее жизни.
Решение о назначении (об отказе в назначении) единовременного денежного пособия принимается постоянно действующей комиссией по оказанию адресной социальной помощи, созданной при управлении социальной защиты населения.
|
|
Четвертый этап – конкурсный:
Заявление и документы многодетной семьи рассматриваются комиссией не позднее 30 рабочих дней с момента их регистрации в управлении социальной защиты населения.
Критериями предоставления субсидий на ведение подсобного хозяйств, являются:
1. реальная нуждаемость семьи, в том числе отсутствие у семьи заметных теневых доходов;
2. фактическое соответствие семьи установленным требованиям;
3. доверие к семье с точки зрения целевого использования средств денежного пособия;
4. реалистичность выполнения плана, представленного семьей.
В случае принятия комиссией решения об отказе в назначении единовременного денежного пособия, управление социальной защиты населения направляет заявителю уведомление по указанному им в заявлении почтовому адресу.
Основаниями для отказа в назначении единовременного денежного пособия являются:
· получение семьей единовременного денежного пособия в рамках реализации технологии "Самообеспечение";
· представление недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих семье имуществе на праве собственности;
· несоответствие семьи необходимым требованиям,
· превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума, установленной губернатором области.
Пятый этап – практический:
На основании протокола заседания комиссии с семьями, по которым было принято положительное решение, заключается договор на получение помощи по технологии "Самообеспечение".
Единовременное денежное пособие в рамках реализации технологии "Самообеспечение" назначается единожды. Размер единовременного денежного пособия определяется индивидуальным семейным планом, но не должен превышать 50 тысяч рублей.
Шестой этап – контрольный:
Специалист по социальной работе следит за выполнением договора, заключенного с многодетной семьей. В числе существенных условий договора - обязательства, которые принимает на себя семья:
1. Выполнение семейного плана. Данный план прилагается к договору. В случае, если по каким-либо причинам возникает необходимость внести изменения в план, нужно получить на это разрешение территориального или муниципального органа социальной защиты населения. В случае утраты, порчи или гибели имущества, приобретенного на средства целевого денежного пособия, а также в случае возникновения иных препятствий для реализации семейного плана получатель помощи обязан проинформировать об этом территориальный или муниципальный орган социальной защиты населения.
2. Предоставление в территориальный или муниципальный орган социальной защиты населения отчетов о выполнении семейного плана в соответствии с графиком, установленным в договоре. Форма отчета также прилагается к договору.
В договоре также предусматривается ответственность получателя помощи за нарушение взятых на себя обязательств. В частности, в случае нецелевого использования средств пособия или предоставления недостоверных сведений, в результате чего семья неправомерно получила помощь, пособие должно быть возвращено. В качестве дополнительной санкции за нарушение обязательств семья может быть на некоторый срок лишена права получать определенные виды адресной социальной помощи.
В договоре определены уважительные причины для невыполнения семейного плана, например, непредвиденные обстоятельства (стихийные бедствия и т.п.), смерть или тяжелое заболевание членов семьи, задействованных в реализации плана.
В целом такая форма поддержки многодетных семей важна. Она характеризуется положительными эффектами. Имея разовый характер, социальная помощь по технологии "Самообеспечение" подталкивает многодетную семью к самостоятельному развитию личного подсобного хозяйства, помогая скорректировать проблему малообеспеченности и выровнять свой социальный статус.
Литература
1. Закон Орловской области от 15 апреля 2003 года N 320-ОЗ "О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан";
2. Закон Орловской области от 2 октября 2003 года №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».
3. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие/М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.-640с.
4. Понятовская О.А. Курс на самообеспечение//Социономия№3, 2007.С.-6-9.