Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Канта (1724–1804), Фихте (1762– 1814), Шеллинга (1775–1854), Гегеля (1770– 1831), Фейербаха (1804– 1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему.
Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, характеризующееся:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической и противостоящей культуре.
2. Исследовались история и сущность человека.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики (учение о развитии природы, общества и мышлении).
5. Классическая немецкая ф. подчеркивала роль ф. в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Родоначальник немецкой философской классики – И. Кант.
В ученой биографии Канта различают 2 периода – докритический и критический. В первом он создает труд «Всеобщая естественная история и теория неба», в котором представляет концепцию происхождения Вселенной из газовой туманности по известным тогда законам физики. В критический период Кант изложил основы всей своей философии в 3-х сочинениях: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В «Критике чистого разума» Кант исследует возможности и структуру человеческого познания. Исходный пункт познания, по Канту, «вещь в себе» - объективно существующая, но неведомая, непознаваемая основа всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта. «Вещь в себе» - это, в целом, вещи с их имманентными законами. Но каковы вещи «сами по себе» нам неизвестно. Мы знаем вещи такими, какими они нам являются в нашем опыте. Мы знаем не «вещь в себе», а то, что втянуто в орбиту познания. Отказавшись от познания объективной сущности вещей, ограничив область познания сферой явлений, Кант встал на путь агностицизма – сомнения в познаваемости мира.
В структуре познания Кант выделил: чувства, категории, разум, - и обратил внимание на активную роль категорий в обработке данных чувственного опыта. Чувства без категорий неупорядочены, слепы. Но и категории без чувственного опыта пусты, они – лишь возможность познания. В процессе познания чувства и категории взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Мыслить – это подводить чувственный опыт под категории («причина», «следствие», «закон», «необходимость» и др.) Кант настаивал на априоризме категорий (они предшествуют опыту и независимы от него). Но в принципе он понимал, что все категории взяты из совокупного опыта познания. Кант заявил также о двух априорных формах чувственного созерцания – пространстве (восприятии протяженности) и времени (восприятии длительности процессов). По Канту, пространство и время – не атрибуты самих вещей, а есть лишь следствия, результаты деятельности, организации воспринимающего субъекта. На мир мы смотрим сквозь субъективные «очки» пространства и времени.
Разум – высшая способность человека, руководящая деятельностью категориального рассудка. Разум оперирует идеями, ставит цели познанию. Он – сложная система регуляторов познавательной деятельности.
«Критика практического разума» посвящена проблемам этики и нравственности. Кант строит этику на формальных основаниях. Нравственные императивы и принципы (долг, добро и др.) самоценны, чётко различимы между собой. Различие между добром и злом так очевидно, как разница между правой и левой рукой. Кант сформулировал два варианта предложенного им категорического императива нравственности: 1) поступай так, чтобы другой человек выступал всегда как цель и никогда как средство; 2) поступай так, чтобы правило, которому ты следуешь, имело бы и силу принципа всеобщего законодательства. На языке живого нравственного чувства это будут вечные заповеди: «люби ближнего, как самого себя», «не делай людям того, чего себе не желаешь».
Ф. Гегель – представитель объективного идеализма. В свою онтологию Гегель ввёл понятия «Мировой дух» и «Абсолютная идея».
«Мировой дух» - объективно существующий сверхличностный разум, проходящий 3 этапа в развитии:
на 1-ом этапе: «Мировой дух» существует в виде «абсолютной идеи»;
на 2-ом этапе: по мере появления диалектических противоречий начинается развитие «абсолютной идеи»; она становится природой;
на 3-ем этапе: природа превращается в свою противоположность и становится обществом.
Гегель – представитель диалектики, создавший 3 основных закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
3. Закон отрицания отрицания
Диалектика Гегеля носила идеалистический характер, так как её законы не распространялись на развитие материального мира, природы и общества.
Л. Фейербах – представитель метафизического материализма.
Рассматривал проблемы происхождения религии; философскую антропологию.
Фейербах рассматривает происхождение религии с позиции атеизма. По его мнению, религиозные представления возникли из страха человека перед природой из-за неумения объяснить законы её развития. Именно поэтому возникла вера в сверхъестественное, которое управляет природой и человеком.
По Фейербаху, Бог – это фантаст, отражение в сознании человека своей собственной сущности. Фейербах рассматривает, прежде всего, родовые (сущностные) черты человека в ущерб его социальной природе.
Человек Фейербаха – это сознательное пассивное существо, вырванное из контекста социально-исторического развития