Вопрос 29. Теории постиндустриального развития общества

Общественный прогресс – это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Человеческое и общественное бытие является сотворенным Богом, а поэтому не носит самостоятельного характера. Истинным бытием является, считал Аврелий, божественное бытие. Августин Аврелий осознает историю как бесконечное прогрессивное развитие человечества.

Итальянский философ Вико связывал исторический процесс с естественной необходимостью, т.е. бесконечной сменой причинно-следственных состояний общества.

Философия Просвещения 17-18 вв. связывала прогресс общества с прогрессом человеческого разума (позиция Вольтера).

Немецкий просветитель Кондорсе связывал прогресс общества с прогрессом наций и сословий, т.е., прежде всего, равенством наций и сословий.

Гердер – немецкий просветитель; основатель историцизма. Каждое общество и культура развиваются самостоятельно в силу присущих только им внутренних законов развития. Несмотря на самобытность любой культуры, в совокупности они образуют единство исторического процесса.

Кант связывал общественный прогресс с совершенствованием правовых норм. Человек – это моральное существо, которое руководствуется категорическими императивами. Правовые нормы, по Канту, должны быть приведены в соответствии с категорическими императивами. Идеалом Канта является правовое государство, к которому должно стремиться общество.

Гегель считал, что исторический процесс субстанционален, и такой субстанцией является сверхличностный разум, творящий историю. По своему характеру исторический процесс телеологичен, т.е. его конечная цель – это осознание мировым духом своей свободы. Гегель создал концепцию гражданского общества, которое, по его мнению, защищает права и свободы граждан перед государством.

В марксистской философии представление об обществе основано на идее материального общественного прогресса. Развитие общества понимается как смена общественно-исторических формаций. Характер исторического развития общества зависит от характера экономического способа производства.

Шпенглер «Закат Европы». Шпенглер рассматривает исторический процесс как постоянное зарождение, развитие и смену различных самобытных культур. Все культуры неизбежно приходят к одному концу – это смерть культуры и зарождение цивилизации.

К. Поппер – представитель антиисторицизма. Поппер обозначил позицию Маркса как социологический детерминизм. Объективных законов развития общества и исторического процесса, с точки зрения Поппера, не существует. Общественный прогресс он связывает с провиденциализмом. Прогрессировать могут сами люди, которые стремятся к установлению демократических институтов и ценностей, но не само общество.

К середине второй половины 20 века появляются сциентистские концепции, которые выделяют такие критерий общественно-исторического прогресса, как развитие науки и техники.

Технократические теории, составная часть большинства технологических теорий современной буржуазной социально-экономической мысли, основанная на учении перехода управления и власти в капиталистическом производстве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции. Возросло значение применения науки и найма специалистов для функционирования общественного производства и гос-ва в условиях научно-технической революции. Т. т. зародились на основе резкой критики Вебленом (США) господства финансовой олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и производства в начале 20 века (одновременно сходные идеи разрабатывал Богданов). Развивающиеся в рамках данного направления т.т. при всех их различиях едины в том, что объявляют современную технику и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. Согласно этим теориям, НТП решающим образом влияет не только на производительность общественного труда и экономическую эффективность материального производства, но и на развитие социальной структуры общества, политических процессов, а также процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни.

Теории индустриального общественного разв ития. Выдвинутая в конце 50 – начале 60-х гг. теория единого индустриального общества основывается на методологически ошибочной установке, согласно которой достижения науки и техники воспринимаются как факторы, вызывающие коренные преобразования в обществе независимо от экономических и социально-политических условий жизни. (Теория единого индустриального общества Р. Арона; Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу; Концепция нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта).

Теории постиндустриального развития общества. В 60–70-е годы 20в. начинается следующий этап в развитии идеи технократизма, пришедший на смену теории индустриального общества. Он связан с именами Белла, Гэлбрэйта, Турена. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии. В конце 60-х гг. был провозглашен переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих так называемую "техноструктуру".Вместе с тем была выдвинута идея нарастающего противопоставления "техноструктуре" со стороны профессуры университетов и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в обществе. (Теория постиндустриального общества Д. Белла (различает три стадии человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное); Концепция Турена).

Теории информационного общества. Следующий этап (70–90-е) эволюции Т.Т. связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира. (Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера(согласно Тоффлеру, в динамике общества решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу);Технотронная теория З. Бжезинского; Теория информационного общества Е. Масуда).

Современная телекоммуникационная теория. Разновидностью теории постиндустриального общества выступает и учение о «информационном обществе», которое объявляет производство и использование информации основополагающим фактором социального прогресса, определяющим собой все параметры существования и характер развития общества. Таким образом, технологический детерминизм (философское учение об взаимосвязи явлений материального и духовного мира) трансформируется в информационный детерминизм, развиваемый Г.М. Мак-Люэном, Е. Масудой. Герберт Маршал Мак-Люэн еще в 1967 г. выдвинул положение, согласно которому именно средства передачи информации, средства общения и коммуникации вообще, являются основным, решающим фактором развития общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: