Вопрос 4. Философия человека и философия истории

Современная наука рассматривается в 3-х значениях:

1) Наука – определенная система знаний

2) Наука – вид духовного производства

3) Наука – социальный институт общества

Под наукой понимается систематизированное познание действительности, воспроизводящее её существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и законов.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: является ли философия наукой; взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: на первоначальные позиции ученого; его отношение к миру и познанию; на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить: на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; — теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Основные черты современной науки:

1) научное знание характеризуется систематичностью и логической выводимостью одних положений из других

2) научное познание предъявляет строгие требования к способам познавательной деятельности, прежде всего, к методам научного познания

3) в процессе научного познания предъявляются строгие требования к языку описания познаваемых явлений

Естественный язык описания явлений характеризуется аморфностью и многозначностью, а поэтому не подходит для научного познания.

4) объектами научного познания являются не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги, идеализируемые объекты.

5) научное знание характеризуется объективность, т.е. независимостью от сознания человека

6) научное знание характеризуется рациональностью, т.е. существует в форме абстрактно-логических схем.

7) в вопросе о соотношении абсолютной и относительной истин научное знание по своему характеру всегда бывает относительным, т.е. незавершенным и требующим новых процедур познавательной деятельности.

8) В современной науке основным субъектом познания выступает мыслительный коллектив.

Основные черты современной философии:

1) она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направле­ний. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих на­правлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний;

2) современная философия не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии

3) в современной философии можно выделить сциен­тистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).

Сциенти́зм (фр. scientisme, от лат. scientiaнаука, знание) — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

Антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».


Вопрос 5.

Философские идеи славянофильства:

1) Тезис о том, что Россия – самобытная цивилизация и культура

2) Россия – это не Восток, и не Запад

3) Россия находится на периферии. Славянофилы считали, что Россия имеет свой цивилизационный путь.

4) Славянофилы ввели понятие «соборность» - особое состояние людей, основанное на религиозной вере, любви и солидарности

5) Славянофилы – сторонники коллективной формы жизни (коллективизма), но они выступают против крайних форм коллективизма, т.к. такой коллективизм уничтожает (поглощает) личность.

6) Славянофилы – противники любых проявлений индивидуализма; выступают против ценностей Западной цивилизации

7) В теории познания славянофилы были сторонниками религиозной интуиции; познание мира, по их мнению, возможно только через веру

8) Славянофилы – представители религиозного идеализма

Представители славянофилов: Чаадаев, Соловьев, Хомяков, Самарин, Кириевский, Анненков и т.д.

Философия Чаадаева.

Философия Чаадаева имела противоречивый характер.

Центральное место в учении Чаадаева занимает философия человека и философия истории. Он пишет о том, что человек – существо двойственное: природное и духовное. Задача философии состоит в том, чтобы изучать его не как природное, а как духовное существо. При этом Чаадаев исходит из принципа методологического и социологического коллективизма при изучении человека: человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум – субъективный. Идеология индивидуализма оказывается, таким образом, порочной в самом своём основании. Коллективистская сущность человека является тем основным фактором, который отличает его от животного.

Философия истории Чаадаева основывается на принципе провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является божественное провидение. Божественная воля, лежавшая в основе истории, с наибольшей полнотой воплощается в христианстве. Оценка исторического процесса России и её исторической мисси носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и её историческую роль; говорит о том, что само провидение как бы исключило её из своего благодетельного действия, что она «заблудилась на земле», и мы живём лишь одним настоящим без прошлого и будущего, что «исторический опыт для нас не существует» и т.д и т.п. Всячески превознося католический Запад, Чаадаев ставит его в пример православной Росси. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества». Возражая против своих же ранних обвинений в адрес России, называя статью, в которой они содержатся, «злополучной», он пишет, что её ждёт великое будущее.

Следует также отметить, что концепция Чаадаева включает в себя и принцип географического детерминизма. Особенно это относится к отечественной истории. «Географический фактор» определяет, по его мнению, характер всей нашей общественной жизни, является господствующим по всей нашей истории и «содержит в себе, так сказать, всю её философию».

Русская религиозная философия.

Ф. М. Достоевский – представитель русского религиозного экзистенциализма.

Философия Достоевского рассматривает проблемы смысла жизни и свободы. По Достоевскому, есть 2 пути приобретения свободы:

1) Пусть Бога-человека. Это когда человек заменяет собой Бога и ставит себя на его место.

2) Путь этического анархизма, который ведёт к разрушению личности и отрицает подлинную свободу.

По Достоевскому, только познание Бога религиозного творчества ведёт человека к подлинной свободе т обретению смысла жизни. Человек-творец приобщается к Богу-творцу, а значит, становится свободным.

Л. Н. Толстой – представитель философии панморализма (панморализм - подчинение всего морали; в личности должно подавляться все, а главенствовать - только моральное сознание).

Толстой абсолютизирует моральные правила и нормы поведения. Он является автором концепции «Непротивления злу насилием». По его мнению, человек от природы обладает добром, но его развращает цивилизация и общество, поэтому человек должен возвратиться к своему природному естественному состоянию.

Толстой выступал с критикой церкви, т.к. считал, что между Богом и человеком не должно быть посредников. Бог, по его мнению, находится в душе каждого человека. Церковь формально проповедует любовь и добро, но поддерживает порядок, основанный на насилии.

В. С. Соловьев. В основу своей философии Соловьев положил идею всеединства как принцип единства Вселенной, всего, сущего, высший принцип гармоничной организации бытия. Всеединство – Абсолют, безусловное начало мира. В разработке философии всеединства он опирался как на мировую (Платон, неоплатоники, Шеллинг, Гегель) так и отечественную религиозно-философскую мысль (отцы церкви, славянофилы и др.). Все в мире стремится к Всеединству: законы природы, структура общества, идеалы и нормы человеческих отношений. Везде, и всюду есть тенденции к согласованности, ладу и гармонии.

Основные сочинения Соловьева: «Кризис западной философии», «Философские начала цельного значения», «Критика отвлеченных начал». «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.

В своих сочинениях он стремился осуществить «универсальный синтез науки, философии и религии». Это означало создание «свободной теософии или цельного знания». Он не просто отрицал всю прежнюю философию, как это делали западные философы-позитивисты, но возводил её в новое, «высшее состояние». Предмет цельного знания – «истинно-сущее», т.е. Абсолют, Бог.

Опираясь на идею Всеединства, Соловьев отвечает на главные вопросы своей философии: что есть истина? что есть общество? что есть человек? что есть добро? что есть красота? и др. В теории познания идея всеединства перерастает в систему цельного знания, в выражение самой истины. «Цельное знание» есть синтез положительных наук, философии и религии. Религия даёт человеку возможность ощутить связь вещей с тем, что все в себе содержит, т.е. с Абсолютом. Философия Соловьева содержит элемент и мистицизма. Но этот мистицизм имеет здравый смысл, ибо не существует восприятие вещей без ощущения их внутреннего единства со всей Вселенной.

Н. А. Бердяев. Философский ум Бердяева был всецело поглощён интересом к человеку, его свободе и творчеству. Творчество оправдывает существование человека (антроподицея), создает особый мир, «продолжает дело творения», уподобляет человека Богу-Творцу. Осознание первичности духа как творческой реальности составляет задачу философии. Бердяев называет человека «экзистенциальным центром», наделённым свободой. «Свобода личности есть долг, исполнение призвания». Но он явно абсолютизировал свободу. Основные работы Бердяева: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистской философии» и др.

Русский космизм.

Философия русского космизма представлена именами Федорова, Циолковского, Вернадского. Общим в их философии была идея космоса, т.е. идея космических масштабов человеческой деятельности и её космического смысла. Русские космисты обращаются к идеям и императивам планерского, духовного и экологического характера в целях объединения людей и спасения их жизни на Земле.

Философия Федорова – «философия общего дела». Он исходил из того, что главная задача человеческой деятельности, всех людей – преодоление зла, коим является смерть. «Общее дело» всех – победа над смертью в переносном, так и прямом смысле («воскрешение из мёртвых»). Путь к этому лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами.

«Отец космонавтики» Циолковский считал себя «чистейшим материалистом», не признавал в мире ничего, кроме материи. Обычные свойства материи: пространство, время и сила. Тяга к монизму привела Циолковского к онтологизации психического. Его материя действует не только по законам физического, но и психического мира. «Атом всегда жив», существуя в различных вариациях жизни. Разум, основанный на «эгоизме» атома, доводится до совершенства в человеческих существах. Благодаря чему разум обретает универсальное значение во Вселенной. Распространение совершенства во Вселенной – задача разума. По мнению Циолковского, люди – носители разума – расселятся в Космосе, а Землю с её социальными и биологическими муками оставят как заповедник. Космическая утопия Циолковского была систематизацией идей и мечтаний «космической эры», которая ознаменовалась выходом человека в космос, обострёнными размышлениями о месте разума и человека на планете.


Вопрос 6.

Материя - субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел.

Анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ. Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала, некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за пределы имеющихся о ней представлений. Все же большой заслугой древних материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования. Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения об окружающем мире. Они впервые высказали мысль о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. В понятии атома содержится нечто общее, присущее различным телам.В настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с веществом. До него такие теории выдвигали Фалес-вода, Демокрит-атом, Гераклит-огонь, Анаксимандр-апейрон. К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система элементов.

Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества.Понятие материи отождествлялось с понятием вещества, масса характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитной природы света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды - эфира. Оценивая представления классической физики 19в. о строении и свойствах материи физики страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических ситуаций в физике. Последовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В 1896 г. рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель радиоактивность, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле, Лебедев световое давление, тем самым окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале 20в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория относительности.Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути этих открытий. Они считали, что атом - мельчайшая частица вещества, обладающая свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.


Вопрос 7.

Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит. Они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом. Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик 16в. Декарт. В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Бекон, Гоббс, Спиноза.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины 19в. Они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей. Марксизм (теория капитализма основана на положениях о классовой борьбе: капиталисты и пролетариат) при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи (субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел.), и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

Материальное единство мира проявляется двояко. Во-первых, наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов.

Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным. Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей "праматерии". Такой первоматерией всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода. Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее. В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения.

Взаимосвязь пространства, времени, движения и материи. Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Пример: по положению солнца на небе можно определить время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени.

Пространство - форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и движением; единство прерывного и непрерывного в их структуре; зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; количественная и качественная бесконечность.

Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Концепции пространства и времени:


1) Субстациональная (П. В. – самостоятельные субстанции, которые существовали независимо от материи) – субстанция, В., материя – независимы др. от др. – Аристотель, Демокрит, Эпикур.

Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в.классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

2) Реляционная (П. и В. зависимы др. от др. Вне этой системы ничего не существует). – Лейбниц, марксистская Ф. Теория относительности Энштейна: «Если исчезнет материя, то П. и В. станут бессмысленными характеристиками».

Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.


Вопрос 8.

Диалектика (греч.- искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон называл Д. логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего. В ф. Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна. В ф. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания.

Принципы диалектики:

1) Конкретность истины (адекватная, подтверждена практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом) означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта.

2) Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстрактное рассмотрение предмета выступает как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Критерий истинности не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте.

Законы диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей. Означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно раздвоение единого на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и борьба обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Закон именуется как основной закон диалектики. Данный закон выражает источник самодвижения и развития явлений природы и общества.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Количество – определённая мера развития явлений, которая характеризует это явление с точки зрения развития его свойств.

Качество – определённая мера развития явления, которая характеризует явления с точки зрения его качественного многообразия.

Мера – это определённая граница, в рамках которой качество явления не изменяется.

Рост количественных свойств происходит постепенно в то время, как переход из одного качественного состояния в другое происходит в виде диалектического скачка, т.е. в в идее резкого и быстрого изменения качества явления.

3) Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового.

Категории диалектики (наиболее общее понятие, выражающее существенные связи и отношения в мире).

1) Сущность и явление. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

2) Содержание и форма. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

3) Случайность и необходимость. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей.

4) Причина и следствие. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует само по себе, а появляется в силу ряда причин.

5) Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.


Вопрос 9.

Одним из универсальных свойств материи являются отражение.

Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы -абстрактного мышления.

Основные свойства отражения: неживая природа: в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

Основные свойства отражения: живая природа: отражение активно; оно всегда целенаправленно; оно может носить опережающий характер; оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения:

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично;

б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

Эволюция форм отражения:

Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение».

Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта.

Первым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость - допсихическая форма отражения, выступающая как средство регулирования приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики животных.

Формирование органов чувств и взаимной координации их действий привело к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию. Животные не только воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Это элементарное мышление, достигающее своего наиболее высокого уровня у человекообразных обезьян и дельфинов.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функций мозга, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.


Вопрос 10.

Сознание – субъективный образ объективного мира.

Сознание – это свойство отражения объективного мира; это отношение человека к природе, к другим людям, к обществу.

Сознание, по своему характеру, является идеальным, т.к. оно отражает окружающий материальный мир в знаково-символической системе.

Функции сознания:

1) познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

2) Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

3) аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

4) Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

5) Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства, преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

6) коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

7) регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Сознание человека отличается от мышления животных:

1. активностью

2. целенаправленностью

3. целеполаганием

4. наличием абстрактно-логического мышления

По своему происхождению и характеру сознание имеет социальную природу, т.к. формируется только в условиях общественного развития.

Сознание возникает в процессе социализации, т.е. адаптации индивида к условиям общественных отношений.

Важными средствами социализации являются:

- воспитание

- образование

- коммуникативное взаимодействие

По Плаже, выделяется 4 стадии развития сознания:

1) сенсуматорная, или чувственно-двигательная стадия (от рождения до 2-х лет).

На этой стадии происходит операциональная подготовка к формированию логического мышления.

2) стадия дооперационального интеллекта (от 3-х до 7 лет)

Для этого этапа характерен процесс интериоризации. Это процесс перехода от внешнего во внутреннее. Индивид заимствует определённые идеи, понятия, категории и переводит их на уровень сознательной и психической деятельности.

3) Стадия конкретных операций (от 8 до 12 лет)

Активное развитие интеллекта и сознания.

4) Стадия формальных операций (от 13 до 16 лет)

Завершается генозис интеллекта и сознания; индивид окончательно становится личностью.

В структуре человеческой психики выделяются как сознательное, так и бессознательное начало.

Австрийский психолог Фрейд рассмотрел структуру человеческой психики, выделив в ней 3 начала:

1) «Я» - сознание – рациональная чать психики человека.

2) «Сверх Я» - мировоззренческие комплексы и идеи; это этические и нравственные принципы

3) «Оно» - это бессознательная сфера психики человека. Находится энергия тех желаний, стремлений человека, на которые общество накладывает запрет.

Поэтому эта энергия сублимируется в социально разрешённых формах человеческой деятельности.

Карл Юнг – автор теории коллективного бессознательного.

Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально, что сам Юнг объяснял сходством структуры мозга у всех рас. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом.
Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи коллективного бессознательного Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически. Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.

Юнг выделил понятие «архетипы» - это определённые образы и представления, содержащиеся в человеческой психике, воспроизводимые и передаваемые из поколения в поколение.


Вопрос 11.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Теория познания (гносеология) – учение о сущности, целях, условиях познав. деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру.

Решение проблем теории познания связанны с вопросом познаваем ли мир. Вопрос о познаваемости мира, это вопрос о том, способен ли человек создать верную картину о вещах. Способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире. Философы решение этого вопроса разделили на 2 группы: агностики и гностики (оптимисты).

Гностики – мир познаваем феноменально (на уровне явлений) и существенно (на уровне законов и закономерностей). Отечественная теория познания (диалектический материализм): переносят обоснование истинности познания, доказательства соответствия между познанием и действительностью и сферы умозрения в сферу общественно-исторической практики; исходит из диалектики чувственного и рационального познания; трактует знания как отражение действительности, существующей вне и не зависимо от чел. сознания; отрицает принципиальные различия между «явлением» и «вещью в себе»; руководствуется принципом конкретности истины.

Агностики – мир не познаваем полностью или частично. Кант различал «вещи в себе» (непознаваемы) и «вещи для нас». Юм – наши знания это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Беркли – чувственные вещи существуют только в сознании человека. К агностицизму о тносятся: скептицизм (сомнения в надёжности истины), релятивизм (методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания), иррационализм (ограниченность разума в постижении мира). Субъективный идеализм – отрицает существование реальности, не зависимый от воли и сознания субъекта.

Развитие философских представлений о познании.

Сенсуалист, рационалист, прагматизм, теология и интуитивизм рассматривают человеческое познание следующим образом. Сенсуалисты – эмпирики (Гобс) считали, что все знания происходят из чувственного опыта. Рационалисты – (Декарт, Лейбниц) понимали, что познающее мышление и само знание выходит за пределы чувственного опыта. Источник всякого достоверного – разум, интеллект. Прагматисты – (Джеймс, Дьюи) считают любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации. Интуитивисты – (Франк) рассматривают интуицию как единственно достоверное средство познания мира. Религиозно – философская теория – представители считали источником знания, носителем истины – Бога. Философы-конструктивисты – (Фихте, Коген) полагали, что познавать предметы это мысленно конструировать их, исходя из определённых принципов или идеальных сущностей

Начиная с 17 века в теории познания философы разделись на представителей эмпиризма (Бэкон, Локк) и рационализма (Декарт, Лейбниц, Спиноза)

Структура познания: чувственное (ощущение, представление, восприятие), рациональное (понятие, умозаключение, суждение). В структуре познания выделяют объект и субъект познания, цель, процесс и результат познания, средства и уровни познания, критерии истины. Объектом познания может стать любая реальность природная и социальная, материальная и духовная, любой «фрагмент» той или иной реальности. Субъект познания – целесообразный действующий агент (человек, коллектив, общество, человечеств) познания, носитель познавательных способностей. Без субъекта нет объекта познания, как субъект познания не существует без объекта.

Истина – знание, соответствующее действительности и адекватно отражающее эту действительность. По своему содержанию она является объективной, т.е. не зависит от сознания человека. По форме истина является субъективной, т.к. её конкретным носителем является сознание человека.

Выделяется:

- Субъективная истина

- Объективная истина

- Абсолютная истина – полное завершенное представление об изучаемом явлении

- Относительная истина – в целом верное, но неполное незавершенное знание об изучаемом явлении.

По своему характеру истина всегда бывает конкретной; абстрактных истин не существует.

Основной критерий истины – практика.

Практика – целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающего мира.

В процессе практической деятельности человек внедряется в сущностные внутренние связи и закономерности преобразуемого явления, поэтому практика одновременно может выступать как способ познания и как критерий истины.

Пока знание не подтверждено практикой, оно не является истиной.

Формы практики:

1) Материальное производство

2) Эксперимент, или научный эксперимент.

3) Общественно-политический опыт – совокупная деятельность человека в процессе его исторического развития.

4) Вся социальная деятельность людей

Функции практики:

1) способ познания

2) основа познания

3) цель познания

4) основной критерий истины


Вопрос 12.

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие.

Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1) Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2) Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3) Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов. Чувственное познание ограничено: не выделяет общее; не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания.

Основные формы рационального познания:

1) Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках.

2) Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

3) Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками. Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее.

Сторонники сенсуализма - направления в теории познания, утверждали преобладающее значение чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Представители: Локк, Гоббс, Гольбах. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств. Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания.

Рационалисты - утверждали возвышенность разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Герцен). Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. Чувства нас нередко обманывают. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые недоступны нашим органам чувств. Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности. Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Декарт; Кант).


Вопрос 13.

Основные черты философии эпохи Возрождения.

1) Отрицание «книжной мудрости» и слохастических словопрений на основе исследования самой природы;

2) Использование материалистических произведений Античности – Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара;

3) Философия Возрождения тесно связана с естествознанием

4) Одной из центральных её проблем является человек и его добродетели, т.е. происходит превращение философии в философию гуманистического антропоцентризма.

В эпоху Возрождения идет освобождение общественного и индивидуального сознания от религии, с одной стороны, и сакрализация (священность) культуры – с другой. Возрождаются философия и культура, на этой основе происходит обновление христианства и всей его культуры. Возникают и распространяются идеи о естественном и божественном равенстве людей. Осуществляется замена провиденциализма принципом личной активности человека. Философы исследуют проблему индивидуальности – человека-личности, занимаются поиском качеств, свойств, определяющих индивидуальность, обращают внимание на социо-культурные факторы формирования индивидуальности.

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер: прямо не отрицая существование Бога, отождествляла его с природой.

Николай Кузанский – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближал Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.

Он выступал против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворённости её во времени, хотя и оговаривался, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором Бог как «абсолютный максимум», но нельзя считать его и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми заключен. Земля не составляет центра мира, а сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир.

Кузанский высказывал ряд диалектических идей применительно к понимаю природы: он увидел единство противоположностей в природе, единое и множественное, возможность и действительность, бесконечность и конечность.

Также Кузанский высказал ценные идеи:

1. Понятие научного метода, требующего точности, четкости, ясности, строгости познания

2. Проблема творчества – безграничных возможностей самого человека, особенно в сфере познания.

3. Кузанский рассматривал такие формы познания, как ощущения, рассудок, разум. Ощущение, по его мнению, даёт лишь смутные образы вещей, рассудок оперирует числами и дает вещам имена, а разум видит противоположности по иному, чем рассудок, который их мыслит в соответствии с законом противоречия, провопоставляя их друг другу: разум же способен мыслить бесконечное, снимая противоречия.

Философия Нового времени.

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. пересматривалось старое знание, для нового отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм.

Основные проблемы, интересовавшие философов этой эпохи, в основном относились к учению о бытии и учению о познании: субстанция мира и ее свойства; соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия; методы познания, уровни познания; причины заблуждений. Учение о субстанции, т. е. первооснове мира, развивается в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта и Б. Спинозы. Если Ф. Бэкон субстанцию понимал как материю, обладающую различными свойствами (движение, пространство, время), то Б. Спиноза субстанцию трактует не только как материальное начало мира, но и как включающее в себя начало духовное, мышление. Р. Декарт в отличие от Ф. Бэкона и Б. Спинозы в основании бытия выделял две самостоятельных субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Р. Декарта называют «дуализмом» (от лат. дуа – два). Проблемы познания мира человеком наиболее основательно рассматривались Ф. Бэконом, Р. Декартом, Д. Локком, Д. Беркли, Д. Юмом. Д. Локк (“Опыт о человеческом разумении”) известен в истории философии тем, что он разделил все качества материальных явлений на два вида: первичные качества (величина, фигура, движение) – это объективные, существующие до познания, независимо от сознания, характеристики предметов; вторичные качества (запахи, звуки, цвета и т. д.) – это качества, порождаемые контактом предмета с органами чувств человека. Ф. Бэкон (“Новый органон”) по праву считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании мира. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями («паук»), другой – собирает в одну кучу без систематизации различные знания («муравей»), третий систематизирует результаты наблюдений и опыта («пчела»). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычкой к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, преклонением перед традиционными учениями.

.В философии Д. Беркли утверждалось, что вещи – это комбинации ощущений; что существовать – значит быть воспринимаемым, а в философии Д. Юма высказывалось сомнение в возможности познания мира, его причинных связей. Взгляды этих философов являются идеалистическими. Р. Декарт, известный как математик и физик, много занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности, правило разделения, правило усложнения и правило систематизации. Высокая оценка роли мышления, разума в жизни привела к знаменитому тезису Р. Декарта «мыслю – следовательно, существую». Т. Гоббс (“О теле”, “О человеке”), известен в истории как один из основателей учения о естественном праве человека (право свободы, собственности, жизни) и о договорном происхождении государства. Первоначально люди жили в условиях господства права сильного, в условиях войны всех против всех. Ему принадлежит известное выражение «Человек человеку волк». Чтобы преодолеть такое состояние, люди договорились и учредили над собой государственную власть, власть монарха, который обязан заботиться о подданных. Такую договоренность стали называть «общественным договором», а учение о нем – «теорией общественного договора».

ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (“Рассуждения о метафизике”) Рационализм философии Лейбница проявился в его стремлении выявить и установить принципы методологии. принципы: “(1) всеобщих различий (несходство вещей); (2) тождественности неразличимых вещей (допущения наличия в мире тождества); (3) всеобщей непрерывности(временную и содержательную “взаимосвязь” вещей); (4) монадической дискретности”(признание делимости всего сущего). Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы”, или “элементы вещей”, Она является вечной и неуничтожимой и выступает центром деятельной силы.

ЖАН-ЖАК РУССО (“Рассуждение о науках и искусствах”) По мнению Руссо, источником неравенства являются природные задатки, но в цивилизованном обществе существует и социальное неравенство, которое связано с появлением частной собственности, являющейся причиной всех социальных бед и несчастий. Согласно Руссо, доводы разумного эгоизма подталкивают людей к заключению общественного договора в тот момент времени, когда они переходят на стадию гражданского состояния.

ВОЛЬТЕР. При рассмотрении натурфилософских проблем Вольтер стоял на позиции деизма, отводя Богу место законодателя природы, перводвигателя, принципа единства мира, основы целесообразности мира. Он утверждал, что не знает убедительных доказательств существования Бога, и Бог скорее необходим из соображений нравственного и политического характера. Существование нравственного, карающего и вознаграждающего Бога – это необходимая предпосылка соблюдения нравственных норм.

В теории познания Вольтер выступал против «врожденных идей» Декарта. По его мнению, вкусы у одной и той же нации в разные периоды истории неодинаковы. Но всё же есть такие ценности, которые позволяют вжиться в любую эпоху, всё понять и всё принять, во всём найти свою неповторимую красоту.

Вольтер серьёзно занимался проблемой философского осмысления исторического процесса. Именно ему принадлежит и термин философия истории.

ДИДРО. Произведения Дидро отстаивают материалистические идеи о бытии и познании. Он постоянно выступал против субъективного идеализма, доказывая, что мир – это не совокупность ощущений субъекта, а вечно существующая и движущаяся материя, пребывающая в различных формах. Дидро во многом увидел роль чувственного и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний. Вместе с Гельвецием и Гольбахом Дидро развивал идеи о роли социальной среды в воспитании человека. Не оспаривая значение воспитания, Дидро возражал против его абсолютизации, настаивая на необходимости учитывать морфофизиологическую организацию человека, его природные данные. Он не соглашался с выводом о том, что физическая чувствительность – единственная причина наших действий, мыслей, страстей и общительности. Важнейшим мотивом поведения людей Дидро считал себялюбие. В работах Дидро встречаются россыпи диалектической мысли: связи чувственного познания и рационального, органической и неорганический материи, взаимосвязи материальных и духовных потребностей людей, наследственного и приобретённого в воспитании личности, индивидуального и социального. Дидро разработал свою концепцию эстетики, главная идея которой тесно связана с материалистической ориентацией: прекрасное есть отражение реальных явлений и отношений внешнего мира.


Вопрос 14.

Существует 2 концепции развития философии:

-метафизическая

-диалектическая.

Ме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: