На это заключительное занятие желательно пригласить родителей, членов семьи, учителей. Все садятся в один большой круг или два круга: внутри - дети, а большой круг -приглашенные.
Учитель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас особенное занятие, прощальное. Это грустно, т.к. мы расстаемся на некоторое время друг с другом. Но это и радостно, т.к. сегодня наши первоклассники начнут "превращаться" во второклассников. За год они прошли нелегкий путь учения, были у них и радости и печали, неудачи и победы. Этот год научил их многому: читать, писать, решать задачки, быть настоящими друзьями, приходить на помощь своим одноклассникам, не унывать и не опускать руки, когда надо действовать. Они стали старше, повзрослели.
(В это время послышались звуки музыки.)
- Но что это? Я слышу звуки знакомой музыки. Снова начинаются чудеса.
(Дети подходят к магнитофону и находят на нем пакет с письмом от Держателя Знаний.)
Учитель: Как вы думаете, от кою это письмо? Сможете вы узнать? Да, правильно, надо прочитать подпись на конверте.
|
|
(Кто-то из детей читает подпись на конверте. Затем учитель достает из него большой лист бумаги, но он оказывается чистым, только в уголке нарисованы тюбик с краской и кисточка.)
- Что же нам делать? Как прочитать это загадочное письмо? И почему здесь нарисованы
краска и кисточка?
(Если дети не догадываются, то в разговор вступает Тиша.)
Тиша: А я догадался надо закрасить лист бумаги краской, тогда появятся буквы и мы сможем прочитать письмо Держателя Знаний.
Дети аккуратно закрашивают лист бумаги краской, и на нем проявляются буквы, написанные свечой:
" Дорогие дети! Я знал, что вы разгадаете мой секрет и прочитаете письмо. Молодцы! А теперь я хочу поздравить, вас с окончанием вашего первого учебного года! Но чтобы начать превращаться во второклассников, вам надо выполнить несколько заданий. Их вы найдете по плану, который хранится у мудрой совы. Удачи вам. До новых встреч!
Держатель Знаний "
(Дети сначала находят план, а потом по тану выполняют задания Держатель Знаний.)
1 задание: В круге на стул садится кто-то из детей, ему завязывают глаза. Напротив на
стул садятся пo очереди взрослые, он, взяв за кисти рук, потрогав их, должен определить - где
его мама (сестра,,..).
(Это упражнение "Живые руки", оно проходит на высоком эмоциональном уровне, важно сделать так, чтобы в случае неудачи у ребенка не остался неприятный осадок, подбодрить его. Можно сделать такой вариант - в круг садится мама и она по рукам должна определить своего ребенка из детей, подходящих к ней друг за другом.)
2 задание: Задание ученикам и родителям: в паре, потренировавшись (1-3 мин.),
изобразить пантомимой:
|
|
- солнце и бабочку;
- пчелу и цветок;
- льва и дрессировщика;
- дождь и зонтик;
- собаку и косточку;
- певицу и микрофон;
- швейную машинку и швею;
- лист бумаги и старательную резинку;
- иголку и нитку;
- молоток и гвоздь;
- мяч и корзину;
- клубок и котенка.
(Задание написано на карточках и вытягивается по жребию. Вначале все тренируются, затем, когда пара показывает свою пантомиму, все смотрят и отгадывают.)
Учитель: Испытания окончились и теперь вам остается сделать последний шаг, чтобы началось превращение во второклассников.
(В какой-нибудь части кабинета стоит заранее приготовленный постамент с надписью:
2 КЛАСС
Дети по одному заходят на него и учитель вешает им на шею "эмблему с надписью
«2 КЛАСС».
Потом все. учащиеся и взрослые, встают в большой крут.)
Учитель: А теперь представьте, что на небе находится огромный сундук с сокровищами в нем хранятся все богатства мира. Давайте все вместе опустим его на землю.
{Все протягивают руки вверх и медленно "опускают" сундук, "открывают" его, и каждый по очереди "берет" из сундука то, что ему хочется, но только что-то одно. Kmо то берет "книгу" и объясняет, что это за книга, о чем она, почему ее выбрал, кто-то -драгоценности, кто-то здоровье и счастье и т.д.)
Учитель: Сокровища этого сундука никогда не истощатся. Может быть через некоторое время кто-то из вас сделает другой выбор. А сейчас давайте "возвратим" сундук на место.
Завершается это занятие одним из ритуалов прощания. Например, зажигается свеча каждый, держа ее в руке, произносит какие-то теплые прощальные слова и передает ее другому.
Ритуалы прощания:
1. Стоя или сидя в круге взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
2. Взяться за руки и передать, как эстафету, пожатие. Начинает учитель ("я передала вам
свою любовь, и она идет от меня к (имя ребенка); от... к... и т.д. и, наконец, снова
возвращается ко мне, и я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку
своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания.
3. Поставить в центр круга зажженную свечу и, глядя на се пламя, представить, как в
огне сгорают все печали, горести, невзгоды и болезни.
4. Передавать по кругу зажженную свечу и говорить добрые слова на прощание.
5. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять так тихо, пытаясь
почувствовать единство маленького коллектива.
Примеры текстов для релаксации (в конце занятий):
1. Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и это кто-то хочет отнять.
Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти
начинают дрожать... но вот обидчик ушел и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся
расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают...
2. Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка-муранка, вы лежите на ней.
как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание
кузнечиков, ваши глаза закрыты и вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваши
лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку... вам хорошо, приятно... А теперь
потянитесь и на счет "три" откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
3. Все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы
становитесь все легче и легче, поднимаетесь все выше и выше. Веревочка оторвалась и вы
летите туда, куда дует теплый ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо, вы видите
сверху полянки, ручейки, домики... Но вот пришла пора возвращаться домой... Вы снова в
этой комнате... Потянулись и на счет "три" открыли глаза.
4. Закройте глаза и представьте, что вы - цветочек, который еще не распустил свои
лепестки. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно-медленно распускается
... и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнышку, потянулись, потянулись...
|
|
Откройте глазки. Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
2 КЛАСС