Методы стимулирования

Наказание – способ выражения отрицательной оценки деятельности воспитанника. Этот метод необязательный, например, теория свободного воспитания отвергала любое наказание. Наказание может быть косвенным, когда ребенку рассказывают о давно случившемся с кем-то, который совершил такой проступок, и прямым.

Условия применения:

  • Должно быть осознанно как справедливое и заслуженное,
  • Прибегать к наказанию только в том случае, если общественное мнение считает его справедливым и необходимым,
  • Должна быть оценка проступка, а не оценка личности,
  • Оценивая, не сравнивать ребенка с другими, только с самим собой,
  • Групповое наказание без выяснения степени вины каждого не эффективно, т.к. вызывает негативное отношение, мешает детям осознать свою вину.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок должно быть одно наказание.
  • Наказание должно быть соразмерно проступку.
  • Нельзя ничего забирать у ребенка в целях наказания, подаренного вами или кем бы-то ни было
  • Наказан – прощен
  • Наказание должно быть без унижения.
  • Ребенок не должен бояться наказания.
  • У маленьких детей наказание должно идти сразу за проступком.
  • Наказывая, помнить о внушении.
  • Никогда нельзя наказывать и ругать, когда ребенок болен или испытывает недомогание, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, сразу после физической или душевной травмы – падения, плохой отметки, когда не справляется со страхом, когда хочет, но не получается,
  • Нельзя наказывать, когда внутренние мотивы проступка Вам непонятны,
  • Нельзя наказывать, когда Вы сами не в настроении.

Поощрение – способ выражения положительной оценки деятельности воспитанника.

В качестве поощрения может выступать похвала, награда (грамота, подарок) и т.д.

Возможна прямая и косвенная похвала.

Как нельзя хвалить:

  • Хвалить одного среди многих,
  • Хвалить за то, что достигнуто не своим трудом (силу, красоту, ловкость…),
  • Хвалить более двух раз за одно и то же,
  • Хвалить из жалости,
  • Хвалить из желания понравиться ребенку и его родителям.

Эффективной является похвала авансом, т.е. возможна похвала за то, чего нет, но будет.

Методы самовоспитания: самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самовнушение, самоубеждение, самооценка, самоанализ, самокритика и др.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.

Первые попытки самовоспитания наблюдаются у дошкольников. В школьном возрасте нужна помощь педагога.

Приемы стимулирования самовоспитания:

· Предоставление идеального образа, которому можно подражать,

· Ознакомление ребенка с опытом самовоспитания других,

· Создание значимой, привлекательной перспективы в общении, в профессии и т.д.

· Формирование умения составлять режим дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: