Наказание – способ выражения отрицательной оценки деятельности воспитанника. Этот метод необязательный, например, теория свободного воспитания отвергала любое наказание. Наказание может быть косвенным, когда ребенку рассказывают о давно случившемся с кем-то, который совершил такой проступок, и прямым.
Условия применения:
- Должно быть осознанно как справедливое и заслуженное,
- Прибегать к наказанию только в том случае, если общественное мнение считает его справедливым и необходимым,
- Должна быть оценка проступка, а не оценка личности,
- Оценивая, не сравнивать ребенка с другими, только с самим собой,
- Групповое наказание без выяснения степени вины каждого не эффективно, т.к. вызывает негативное отношение, мешает детям осознать свою вину.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок должно быть одно наказание.
- Наказание должно быть соразмерно проступку.
- Нельзя ничего забирать у ребенка в целях наказания, подаренного вами или кем бы-то ни было
- Наказан – прощен
- Наказание должно быть без унижения.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- У маленьких детей наказание должно идти сразу за проступком.
- Наказывая, помнить о внушении.
- Никогда нельзя наказывать и ругать, когда ребенок болен или испытывает недомогание, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, сразу после физической или душевной травмы – падения, плохой отметки, когда не справляется со страхом, когда хочет, но не получается,
- Нельзя наказывать, когда внутренние мотивы проступка Вам непонятны,
- Нельзя наказывать, когда Вы сами не в настроении.
Поощрение – способ выражения положительной оценки деятельности воспитанника.
В качестве поощрения может выступать похвала, награда (грамота, подарок) и т.д.
Возможна прямая и косвенная похвала.
Как нельзя хвалить:
- Хвалить одного среди многих,
- Хвалить за то, что достигнуто не своим трудом (силу, красоту, ловкость…),
- Хвалить более двух раз за одно и то же,
- Хвалить из жалости,
- Хвалить из желания понравиться ребенку и его родителям.
Эффективной является похвала авансом, т.е. возможна похвала за то, чего нет, но будет.
Методы самовоспитания: самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самовнушение, самоубеждение, самооценка, самоанализ, самокритика и др.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.
Первые попытки самовоспитания наблюдаются у дошкольников. В школьном возрасте нужна помощь педагога.
Приемы стимулирования самовоспитания:
· Предоставление идеального образа, которому можно подражать,
· Ознакомление ребенка с опытом самовоспитания других,
· Создание значимой, привлекательной перспективы в общении, в профессии и т.д.
· Формирование умения составлять режим дня.