В данной дисциплине основное внимание уделяется на микроуровни (малые группы) и личностные уровни (субъективные особенности субъекта).
Особенность социальной психологии – ее проблемно-центрированная направленность, т.е. поиск реальных проблем в образовании; взгляд на проблему в том ракурсе, что она может быть решаемой наличными психолого-педагогическими средствами.
Цель дисциплины – повышение социально-психологических компетенций:
· Расширение практической психологической компетенции;
· Формирование способов решения психологических задач;
· Развитие профессионально-психологических умений и качеств.
Востребованность и престиж прикладной социальной психологии в образовании выросла и укрепилась. Итог развития интереса – обращение к поиску социально-психологических резервов; совершенствование педагогической деятельности учебно-воспитательного процесса.
Практический аспект прикладной социальной психологии складывается из следующих компонентов:
· Социально-психологическая диагностика;
|
|
· Социально-психологическое консультирование;
· Социально-психологическое воздействие или применение социально-психологических технологий с целью оказания психологической помощи.
3) Социально – коммуникативная компетентность и способы её диагностики.
Под социальной коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Социально коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом.
Одной из задач социально коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки в настоящее время имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций.
Еще одним методом изучения социальной коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Параметром диагностики может являться количество используемых техник или адекватность их применения.
Методики диагностики:
1.Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)
Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.
Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
Шкалы: общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость, беспечность, чувствительность, независимость, самоконтроль, склонность к асоциальному поведению
4.Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
9.Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева)
13.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)
|
|