В основе психологического консультирования лежит идея о том, что практически любой здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических и социально-психологических проблем. В силу различных причин, объективных и субъективных, учащиеся и педагоги не всегда могут осознавать истинный источник причины проблемы, способы ее разрешения и именно в этом им нужна помощь специалиста-психолога.
Основным методом социально-психологического консультирования является беседа. Основная задача практического психолога в образовании – помочь клиенту, пришедшему на консультацию, выяснить и посмотреть на свою проблему со стороны, т.е. снизить субъективность восприятия (которая, как правило, проявляется в негативных эмоциональных переживаниях) и вместе с клиентом обсудить несколько возможных вариантов поведения с тем, чтобы клиент выбрал два наиболее приемлемых.
С помощью специально организованного общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить понимание и поиск, отыскание возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
|
|
Составляющие социально-психологического консультирования:
· Наличие готового принять помощь клиента (учащиеся, педагоги, родители, администрация), переживающего психологический дискомфорт, психическую напряженность, которая осознается как проблема, требующая своего решения;
· Наличие готового оказать помощь психолога, который знает, как своими целенаправленными действиями способствовать осознанию учащимся (педагогом, родителем) сути проблемы и способствовать ее разрешению через актуализацию имеющихся ресурсов;
· Наличие конфиденциальности, способствующей установлению и поддержанию конструктивного взаимодействия между учащимся, педагогом и психологом, позитивной обстановки;
· Наличие ситуации взаимодействия между учащимся, педагогом и психологом.
Конечная цель консультирования – научить учащегося, педагога оказывать помощь самому себе.