Критерии и компоненты нагрузки при развитии анаэробной выносливости

Структура воздействий Совершенствование алактатной выносливости Совершенствование лактатной выносливости
задачи Повысить функциональные возможности креатин – фосфатного механизма Совершенствовать функциональные возможности гликолитического механизма
Средства, методы Работа циклического характера соответствующей интенсивности; методы повторного или переменно интервального упражнения
Абсолютная интенсивность упражнения Близка к максимальной (95 % от максимума) Близка к предельной на данной дистанции (90 – 95%)
Продолжительность упражнения 3-8 сек. 20 сек. – 2 мин.
Продолжительность интервалов отдыха 2-3 мин между повторениями (до ЧСС 120 – 140); между сериями упражнений – 7-10 мин. постепенно сближающиеся между повторениями: 5-8 мин; 3-4 мин; 2-3 мин (до ЧСС 120 – 140); между сериями: 15-20мин.
Характер отдыха Малоинтенсивная работа (на те же мышцы) Пассивный, избегая лишь полного покоя
Число повторений 4 – 5 повторений в серии. Число серий определяется подготовленностью спортсмена 3-4 повторения в одной серии. Число серий: -2-3 для начинающих; 4 – 6 серий для спортсменов высокой квалификации
     

50. Укажите формы проявления выносливости, факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости, перечислите средства и методы воспитания выносливости, критерии оценки уровня развития выносливости. Выносливость - это способность противостоять наступающему утомлению в любом виде деятельности (по Фарфелю В.С.). Выносливость – это физ. качество, определяющееся проявлением морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно – анаэробную), силовую и координационную. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мыш. системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Основными компонентами обшей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Факторы: 1). Обусловленные энергетическими и функциональными возможностями организма (Наличие энергетических ресурсов организма; уровень функциональных возможностей различных систем орга­низма (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, ЦНС, нервно-мышечной и др.); быстрота активизации и степени согласованности в работе этих систем; функциональная устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде (нарастанию кислородного долга, накоплению молочной кислоты); экономичное использование энергетического и функционального потенциала организма); 2). Обусловленные психолого – педагогическими условиями: личностно-психические особенности (мотивация, психическая устойчивость, волевые качества, установка); подготовленность ОДА; координационное совершенство; совершенствование технико-тактического мастерства (рацио­нальное распределение сил в процессе состязаний); 3). Другие факторы: пол, возраст, морфологические особенности человека, условия деятельности. Средства воспитания выносливости: Средствами развития общей выносливости явл. упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ФУ циклического и ацик­лического характера. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц. Эффективным средством развития специальной выносливости являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их. Критерии и способы оценки. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.


51. Раскройте значение планирования в физической культуре. Перечислите предпосылки, виды планирования, методические требования к планированию. Перечислите основные документы планирования и их содержание.

Планирование ФВ – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно – воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть). Оперативное планирование осущ. на ближайшее время (на предстоящее занятие). Требования к планированию в ФВ

1. Целевая направленность пед. процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Т.е. из методического арсенала преподавателя использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование сост. в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учёт закономерностей ФВ. Планирование тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях ФВ и на соответствующих им пед. принципах.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов ФВ подготовленности занимающихся и условиям занятий. Методическая последовательность планирования. 1). Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определённые сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно – технической подготовленности и др.). 2). Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно – воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий. 3). Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах. 4). Определяются разделы программы занятий и расчёт учебного времени на разработку теор. и практич. содержания программы, её прохождение. 5). Намечается рациональная последовательность прохождения учеб. материала по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются V и интенсивность нагрузок. 6). Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных пед. задач. 7). В заключение приступают к сводному текстуально – описательному либо табличному оформлению плана. Документы планирования в ФВ. Осн. документами явл. уч. план, уч. программа, план – график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы – конспекты занятий. Все документы логически и содержательно связаны между собой. Каждый документ имеет своё назначение, выполняет определённую функцию. По своему функциональному назначению все документы делятся на 3 типа: 1). документы, определяющие осн. направленность и содержание уч. процесса в общеобразовательных школах, колледжах проф. образования, ССУЗах и ВУЗах. К ним относятся уч. план и уч. программа. Эти документы явл. государственными и обязательными для выполнения. 2). Документы, определяющие порядок организации процесса ФВ (план – график учебного процесса и расписание занятий). 3). Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика ФВ (раб. план и план – конспект занятия). Учеб. план представляет собой основной документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по ФВ в гос. уч. заведениях всех уровней. Уч. планом устанавливаются: а). общая продолжительность занятий по ФВ в общеобразовательной школе, уч.заведении; сп. специализации в ДЮСШ и других сп. школах; б). Разделы программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения. Учеб. программа – это документ планирования учеб. работы, в котором определяются: а). целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в школе – курса ФВ, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта; б). V ЗУН, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных ФУ и др. средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в). уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачётных требованиях и уч. нормативах, который должны достигнут занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в ОУ. Программа по ФВ сост. из 4 разделов: уроки ФК; физк. – оздор. мероприятия в режиме уч. дня; ФК во внеурочное время; физк. – массовые и спортивные мероприятия. Уч. программы имеют типовую структуру: 1). Пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса ФВ, указываются особенности контингента занимающихся характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учёту и др.; 2). Учеб. материал по теоретическому и практическому разделам, а также зачётные требования и уч. нормативы по освоению двиг. действий и развитию ФК; 3). Приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по ФК, примерные карты ФП и развития учащихся и др. План – график учебного процесса представляет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов уч. программы по месяцам и неделям на протяжении 1 года. Также указывается количество отведённых часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года. Определяется номера уроков, на которых планируется приём зачётов или контрольных соревнований по каждому разделу программы. Это чисто организационный документ. Он даёт лишь обще целостное представление о прохождении программного материала в теч. 1 года. Рабочий (тематический) план составляется на основе уч. программы и годового плана – графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока уч. четверти. В содержание раб. плана входят: 1). Конкретные учебно – воспитательные задачи уроков; 2). Теоретические сведения по ФВ; 3). Основные средства, способы их применения и величины нагрузок; 4). Контрольные упражнения для определения успешности освоения программного материала и уровня ФП учащихся. При распределении в рабочем плане уч. материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями: 1). Придерживаться дидактического правила от простого к сложному; 2). При разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между урокам, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение; 3). Всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий; 4). На тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого ФУ на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении; 5). Для решения задач ФВ следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физ. развитие занимающихся; 6). Количество и содержание задач на одном уроке должны соответствовать возможностям занимающихся и учебно – материальному обеспечению урока. В раб. плане фиксируется методич. последовательность прохождения уч. материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока. Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по ФВ. План – конспект урока разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе раб. плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нём указ. № занятия по раб. плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно – методические указания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: