Раскройте физиологические особенности фазы стабилизации двигательного навыка на третьем этапе обучения двигательным действиям

Процесс обучения двигательному навыку у человека начинается с побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (желание заниматься данным видом труда, преуспеть в нем и пр.).

При этом отмечаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения); 2) стадия концентрации; 3) стадия стабилизации и автоматизации.

На третьей стадии в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях появляются стабильность и надежность двигательного навыка, снижается сознательный контроль над его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту данного двигательного навыка, не разрушая ее. Большая часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозг и вышележащие центры. Этим обеспечивается защита сформированных двигательных программ от случайных влияний и повышается надежность сформированных навыков.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения. Однако в этой системе центров снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что, повидимому, и отражает снижение его осознаваемости.

Особое значение в отработке моторных программ имеют обратные связи между вовлеченными в исполнение двигательных навыков скелетными мышцами и управляющими ими нервными центрами. Информация, поступающая в нервные центры при движении, служит для сравнения полученного результата с имеющимся в этих центрах эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки — сенсорные коррекции. При кратковременных движениях рабочие фазы настолько малы (составляют сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься при его повторениях.

В системе обратных связей различают «внутренний контур» регуляции движений, передающий информацию в нервные центры от двигательного аппарата и внутренних органов (в первую очередь — от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и «внешний контур», несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слуховых). При первых попытках выполнения движений, благодаря множественному и неопределенному характеру мышечной афферентации, основную роль в системе обратных связей играют сигналы «внешнего контура» — зрительный и слуховой контроль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков для облегчения процесса обучения так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы. По мере освоения навыка «внутренний контур» регуляции движений приобретает все большее значение, обеспечивая автоматизацию навыка, а значимость «внешнего контура» снижается.

Большую роль в процессе моторного научения играет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга (кора больших полушарий и подкорковые образования) человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.

Дайте определение термину «анаэробная выносливость», перечислите задачи развития анаэробной выносливости и критерии оценки, методы и средства развития. Укажите интенсивность и продолжительность нагрузки, интервалов отдых и число повторений при развитии анаэробной выносливости.

Анаэробная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Анаэробная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Методы и характерные показатели нагрузки (по Ляху, 1998): м. непрерывного упражнения (равномерный и переменный); м. интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой м. 1). Интервальный метод. а). Вид выносливости – силовая (анаэробная – аэробная). Число повторений – от 10 до 15 – 30 раз. Длительность – от 10 до 30 с. Интенсивность – от средней до субмаксимальной. Отдых неполный, 20 – 40 с. Средства – круговая тренировка: 20 – 30 с. – работа, 20 с – отдых. б). Вид выносливости – скоростная, основанная на анаэробно – гликолитическом механизме энергообеспечения. Число повторений –1-2 раза. Длительность – от 45 с до 2 мин. Интенсивность – субмаксимальная – 85-95 % от максимальной мощности. Отдых – не полный, 30-60 с. Средство – темповый бег 2 по 200 м. в). скоростная, основанная на анаэробно - аэробном механизме энергообеспечения. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2-10 мин. Интенсивность средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – не полный. Средство – бег 2 по 3 мин, минимум 1 мин. активного отдыха. 2). Повторный м. Вид выносливости - основанная на анаэробно – креатин фосфатном энергетическом источнике. Число повторений –3-5 раз. Длительность – от 8 до 45 с. Интенсивность – максимальная. Отдых – пассивный. Средство – бег 3 по 100 м., 4 по 60 м. 3). Игровой м. Вид выносливости – координационная. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2 - 10 мин. Интенсивность – средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – без пауз. Средство – игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Средства. Для повышения анаэробных возможностей организма исполь­зуют следующие упражнения: 1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше­нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­пользуются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной. 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана­эробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, ин­тенсивность 85—90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной. Критерии оценки. 1. время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике ФВ в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: