· Процедура строго формализована;
· Коллегиальное принятие решения;
· Возможность принятия юридических решений;
· Преобладание «судейских» целей;
· Оценка прошлых результатов.
Оценка эффективности (результативности)
- Элемент «управления эффективностью»;
- Преобладают консультационные цели;
- Сотрудничество менеджера и сотрудника;
Вопрос 2. Процесс оценки
Классический процесс оценки
- Подготовка оценки;
- Проведение оценки;
- Собеседование по результатам оценки;
- Принятие решений и реализация действий.
Подготовка оценки
· Принятие решения о проведении оценки;
· Подготовка организационных документов;
· Разработка форм оценки (аттестационных листов и т.п.);
· Информирование персонала;
· Подготовка участвующих в процессе оценки (в первую очередь – оценщиков).
Возможные субъекты оценки
- Непосредственный руководитель. Проблема – может оценивать сотрудника с точки зрения своих интересов, а не интересов подразделения или организации. К тому же, если есть конфликты, это может сказаться на результатах;
- Руководитель более высокого ранга. Его оценка дополняет оценку непосредственного руководителя. Более объективна и целостна, но и более оторвана;
- Коллеги. Тенденция к усреднению: не заслуженная высокая/низкая оценка, а чуть ниже/выше;
- Подчинённые. Оценка стиля управления, влияние на коллектив;
- Внутренние клиенты (сотрудники организации, которые используют результаты труда оцениваемого сотрудника);
- Внешние клиенты (регулярные);
- Комиссии.
Методы оценки
· Нестандартизированные;
o Описание (что оценщик думает о работе сотрудника);
o Собеседование;
· Стандартизированные;
o Сравнительные методы: рейтинг или деление на кластеры («хорошие», работники, «средние», «плохие»).;
o Рейтинговые шкала (аттестационный лист):
§ Набор параметров;
§ Желательно, чтобы каждый параметр был описан, чтобы оценщику было понятно, что скрывается за каждым из понятий;
§ Шкала должна включать уровни оценки;
§ Описание уровней (что означает каждый из уровней);
§ Проблемы: количество параметров (лучше 5-9, чем сложнее работа – тем больше параметров), количество уровней.
ü Вербальные;
ü Цифровые:
· Без веса факторов;
· С весами факторов.
Типичные ошибки оценки
- Эффект ореола (гало-эффект);
- Ошибка, основанная на контрасте;
- Усреднённая оценка (когда оценщик всем ставит средний балл);
- Оценка «похож на меня»;
- Придание значение должности (когда подчинённые оценивают начальников – ставим ему побольше);
- Дискриминация.