Характеристики классической аттестации

· Процедура строго формализована;

· Коллегиальное принятие решения;

· Возможность принятия юридических решений;

· Преобладание «судейских» целей;

· Оценка прошлых результатов.

Оценка эффективности (результативности)

  • Элемент «управления эффективностью»;
  • Преобладают консультационные цели;
  • Сотрудничество менеджера и сотрудника;

Вопрос 2. Процесс оценки

Классический процесс оценки

  • Подготовка оценки;
  • Проведение оценки;
  • Собеседование по результатам оценки;
  • Принятие решений и реализация действий.

Подготовка оценки

· Принятие решения о проведении оценки;

· Подготовка организационных документов;

· Разработка форм оценки (аттестационных листов и т.п.);

· Информирование персонала;

· Подготовка участвующих в процессе оценки (в первую очередь – оценщиков).

Возможные субъекты оценки

  • Непосредственный руководитель. Проблема – может оценивать сотрудника с точки зрения своих интересов, а не интересов подразделения или организации. К тому же, если есть конфликты, это может сказаться на результатах;
  • Руководитель более высокого ранга. Его оценка дополняет оценку непосредственного руководителя. Более объективна и целостна, но и более оторвана;
  • Коллеги. Тенденция к усреднению: не заслуженная высокая/низкая оценка, а чуть ниже/выше;
  • Подчинённые. Оценка стиля управления, влияние на коллектив;
  • Внутренние клиенты (сотрудники организации, которые используют результаты труда оцениваемого сотрудника);
  • Внешние клиенты (регулярные);
  • Комиссии.

Методы оценки

· Нестандартизированные;

o Описание (что оценщик думает о работе сотрудника);

o Собеседование;

· Стандартизированные;

o Сравнительные методы: рейтинг или деление на кластеры («хорошие», работники, «средние», «плохие»).;

o Рейтинговые шкала (аттестационный лист):

§ Набор параметров;

§ Желательно, чтобы каждый параметр был описан, чтобы оценщику было понятно, что скрывается за каждым из понятий;

§ Шкала должна включать уровни оценки;

§ Описание уровней (что означает каждый из уровней);

§ Проблемы: количество параметров (лучше 5-9, чем сложнее работа – тем больше параметров), количество уровней.

ü Вербальные;

ü Цифровые:

· Без веса факторов;

· С весами факторов.

Типичные ошибки оценки

  • Эффект ореола (гало-эффект);
  • Ошибка, основанная на контрасте;
  • Усреднённая оценка (когда оценщик всем ставит средний балл);
  • Оценка «похож на меня»;
  • Придание значение должности (когда подчинённые оценивают начальников – ставим ему побольше);
  • Дискриминация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: