Элементы собеседования:
· Обзор состояния дел;
· Точка зрения интервьюера, чем обусловлены те или иные результаты;
· Точка зрения сотрудника;
· Цели и планы на будущее.
Стили аттестационного собеседования (по Мейеру)
Разные стили носят разные цели (судейские или консалтинговые), в них различна роль и поведение менеджера (интервьюера), в основе каждого стиля лежит некоторое предположение о методах воздействия на поведение сотрудника.
- Сказать и настоять (tell & sell) – оценочная цель, доводится оценка, настойчиво рекомендуется какое-то поведение. Предположение: конструктивная критика является хорошим стимулом. Минус: может быть оборонительная реакция сотрудника. Стиль целесообразен, когда для сотрудника интервьюер является референтным лицом, чтобы не было отторжения.
- Сказать и выслушать (tell & listen) – сообщить о результатах оценки, дать возможность сотруднику самому объяснить те или иные результаты, которые были получены. Роль – больше судейская. Предположение: можно лучше понять и объяснить поведение человека, если его выслушать.
- Совместно найти пути решения проблемы (problem solving). Интервьюер играет роль помощника. Цели – консалтинговые. Предположение: обсуждение проблем совместно с работником ведёт к возникновению новых идей, повышению уровня мотивации и т.д.
В любом случае, оценочная собеседование должно носить характер поддерживающей коммуникации, которая подразумевает определённые принципы:
|
|
o Обсуждаться должна проблема, а не личность;
o Конкретное описание, а не прямая оценка и не обобщение («ты всегда», «ты вечно»);
o Уважение, а не унижение.
Хвалить лучше при всех, а ругать – по отдельности.
Вопрос3. Так называемая «оценка» на 360 градусов
Изначально создавалась как форма обратной связи с сотрудником, а не оценочный фактор. Всё-таки, это не оценка.