Есть два способа научных доказательств.
Первый способ доказательства – на основе логических умозаключений. Например, в отношении процесса создания Вселенной есть теория Большого Взрыва и множество других теорий. Всё это мы не можем на самом деле видеть, слышать или чувствовать. Однако многие учёные верят в это.
Ещё один способ – это способ доказательств, которые возможно подтвердить на основе экспериментов. Этот способ означает, что существуют необходимые и достаточные условия, когда при одинаковых условиях обязательно должен получаться одинаковый результат
Между тем, к какому из них относится сущность мира, обретённого за счёт медитации? Это очень похоже на область психологических наук, исследующих психику, или же на науки, исследующие процесс создания Вселенной или то, что будет со Вселенной. То есть обычно считается, что понять, что это за мир, можно только посредством гипотетического анализа, доказать существование этого мира можно только посредством анализа.
|
|
Однако в действительности, например, в буддийских сутрах на языке пали, переданных на Шри-Ланку, или же в секретных писаниях Северной Традиции, переданных в Тибет, этот мир описан научно и детально, и благодаря измерениям с помощью приборов, благодаря второму способу анализа, то есть благодаря анализу на основе экспериментов, возможно привести доказательства медитации и Самади. Такую позицию я сейчас занимаю.
Классический пример этому – остановка дыхания. Остановка дыхания происходит на ступени Четвёртого Медитативного Размышления, то есть когда входишь в медитацию, дыхание останавливается. А после остановки дыхания, как описано в буддийских сутрах, из внешнего тела выходит внутреннее тело и начинает получать множество опытов.
Действительно, когда входишь в процесс Медитативного Размышления, то – это подтверждено и научными измерениями – дыхание останавливается. Сегодня я уже рассказывал вам об этом: двое моих учеников, ну и конечно я, получали этот опыт и представили его научное доказательство.