О микшировании, следует сказать: научить пользоваться панелью для микширования можно любого; можно гарантировать, что все сигналы будут чисто записаны и обработаны, но успешное микширование было и остается в значительной степени делом таланта, интуиции и вдохновения в сочетании с определенным количеством здравого смысла и огромного терпения!
Относительно легко услышать основные «да» и «нет», но в конце все решается ощущением, как это звучит для продюсера и исполнителя (предполагается, что они разбираются в вопросе).
Тайна успешного микширования — присутствие. Делают ли музыканты запись в режиме реального времени или работают наедине с MIDI (MusicalInstrumentDigitalInterface) и образцами, трек — будь это традиционный рок или окружающий шум — должен звучать как живой. Сделанных со вкусом звуков не достаточно. Чтобы придать треку эффект жизни и динамику, продюсер в сотрудничестве с инженером студии создает впечатление пространства и глубины, чтобы звуки двигались в микшировании, чтобы движение сохранило дух оригинального представления или, что важнее, иллюзию представления, если все было записано по отдельности.
Наиболее преуспевающие продюсеры всегда были и наиболее одарены творческим воображением. Они рассматривали свои студийные мониторы как левую и правую колонки звуковой сцены и переносили центр в различные точки, противопоставляя мелкий звук передней части сцены экспансивному звуку у задника. Возьмите любой хорошо сделанный компакт-диск с поп- или рок-музыкой, и вы заметите, что «большие» звуки кажутся большими, когда противопоставлены меньшим, более «сухим» звукам. Эта уловка также помогает создавать ощущение пространства, чтобы компенсировать «сухую», искусственную атмосферу студии звукозаписи. Звуки одинакового размера имеют тенденцию отменять друг друга и приводят к грязному миксу.
Другой подход, использовавшийся для создания впечатления реального, или «живого», представления, заключался в том, что инженер повторял звукозапись техники, используемой при записи на сцене, противопоставляя теплый, несфокусированный звук, например струнных с синтезатора, острой яркости стальных струн акустической гитары или фортепьяно. Многие продюсеры, записывавшие клавишные или гитары, изменяют полную ассимиляцию звуков, чтобы разделять каждый инструмент в миксе, взяв некоторую вершину у одного инструмента, чтобы смягчить край и сделать ярче другой, добавляя легкую вибрацию.
Если, однако, все происходило не так, как им хотелось, тогда они должны были выбрасывать дубль и проводить перезапись целого трека, каксделали группа Cultи продюсер Рик Рубин при записи альбома «Electric». Как ни странно, хотя это может показаться абсурдным, но часто быстрее записать все заново, чем тратить свою творческую энергию и энтузиазм (не говоря уже об энергии и энтузиазме всех, кто работает с вами), пытаясь в записи зажечь искру, которой в произведении не было с самого начала. В конечном счете, искусство звукозаписи — это что-то, чему нельзя научиться; оно связано с интуитивным чувством правильного звучания. Ни одна инструкция по эксплуатации, ни одно техническое руководство для пользователя не компенсируют пару хороших ушей!