Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста

На заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналистов сделал М. В. Ломоносов в знаменитом «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении или сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», опубликованном в 1755 г.

- журналист не должен иметь предубеждений и предвзятости,

- спешить с осуждением гипотез,

- красть чужие мысли и суждения

- переоценивать свои возможности.

Несмотря на то, что Ломоносов формулировал эти правила для журналистов, пишущих о научных исследованиях и открытиях, они практически универсальны для любой журналистской специализации. Мало того, они остаются актуальны и на сегодняшний день.

Основные психологические характеристики журналиста: - высокая скорость, быстрота мышления,высокий уровень оперативной и фундаментальной памяти, высокая работаспособность, гражданские и общественные мотивы выбора профессии,высокое чувство социальной ответственности.

В коллективе: толерантность, терпимость, результативность в решении проблем. Творческий характер деятельности выделает журналистику из других деятельностей: непрерывность, индивидуально-коллективный характер деятельности, высокая степень оперативности, творческо-производственный характер. Ряд требований предъявляемых журналисту: чуткость к новому, фундаментальная база знаний, языковые способности, аналитические способности (умение выявить главное), прогностический характер, транспрофессионализм (способность связывать различные профессии).

Потенциал журналиста как творческой личности являются: аналитический ум, эстетический вкус и чутье, фантазия, интуиция, воображение, творческая свобода и смелость мышления, остроумие! Кроме того, творческий потенциал журналиста неразрывно связан с динамикой психических процессов, с постоянным ростом и обновлением знаний, навыков, умений, творческих приемов. При том, что каждый из журналистов личностно индивидуален, психология творчества журналиста накладывает свой отпечаток на деятельность редакции в целом, определяя и обуславливая принципы руководства редакции, где управление поведением творчески способных людей особенно важно. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности».

5. Понятие универсальный журналист. Личностные качества как основа специализации

В интеллектуальном отношении квалифицированный специалист владеет научными основами своего дела, свободно ориентируется в профессиональных проблемах, понятиях и терминах, а также в источниках пополнения знаний. Однако особенности интеллектуальной деятельности в журналистике связаны с тем, что здесь приходится многократно переключаться с одного предмета освещения на другой и при этом демонстрировать достаточно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предполагает особого рода компетентность – универсальность журналиста. Уровень осведомленности журналиста о теме публикации должен быть как минимум не ниже, чем у «среднего» читателя.

Невежество не просто постыдно, но и невыгодно, поскольку способно подорвать веру аудитории в аргументацию корреспондента.

С одной стороны, журналист должен обладать широкой, универсальной эрудицией в различных сферах общественной практики; с другой стороны, ему требуется развить в себе особенную гибкость ума, восприимчивость к новому, иной раз совершенно неожиданному знанию. Исследователи полагают, что в структуре журналистского сознания центральное место занимает своеобразный тип воображения, «настроенный» на быстрое освоение свежей информации, ее ассоциативное увязывание с уже известными данными, интерпретацию в свете актуальных для общества проблем.

В ряду интеллектуальных качеств выделим также цепкую память. Репортеру подчас приходится воспроизводить события, образы, слова собеседника, которые не удалось оперативно зафиксировать на бумаге или на пленке. Но многие факты он хранит и в долговременной памяти, из которой по мере необходимости извлекает картины минувшего, высказывания, сравнения.

Профессиональные усилия складываются из владения широким набором методов, приемов, технических средств труда. Кроме традиционных методов – литературно-описательного изложения событий – современному журналисту требуется освоить основы экономического, психологического, политологического и в особенности социологического подхода к изучению действительности.

Также журналист обязан развивать культуру речи, ибо литературный язык – основной рабочий инструмент прессы. Забота о языке на прикладном, технологическом уровне сопрягается с выполнением прессой высокой культурной миссии – быть основным в наши дни каналом массового речевого общения. Пером и устами журналиста разговаривает целая нация, и это налагает на него ответственность за сбережение и органичное развитие родного языка.

Деловые качества диктуются той должностью, которую журналист занимает:

• Репортер: мобильность, находчивость, подвижность, гибкость, широкоинформированность, любознательность, мужество в экстремальных ситуациях.

• Обозреватель: широкий диапазон мышления, усидчивость, умение сопоставлять, выделять главное.

• Аналитик: компетентность в теме, умение рассматривать и ощущать частные проявления, независимо судить, быть конструктивным, иметь способности к журналистскому расследованию.

• Очеркист: умение исследовать проблему, ситуацию, проникнуть в характер человека.

• Ведущий развлекательной программы: внешний вид, привлекательность, обаятельность, артистичность, импровизированность, искренность, умение одинаково на равных общаться с разными людьми.

Кроме всех перечисленных нормативных требований журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать кодекс этики. Этические нормы связаны с должностью, темой журналиста, зависит от источника информации: открытый характер общения, скрытый.

К этическим нормам можно отнести:

• Совесть;

• Получение информации только честным путем;

• Точность того, о чем говоришь;

• Частная жизнь – дело двоякое: можно писать только с разрешениями;

• Если прозвучала такая просьба, сохранить конфиденциальность;

• Оберегать сведения, связанные с национальными, расовыми и религиозными признаками;

• Адекватно задания одеваться;

• Очень взвешенное отношение к документам;

• Предвидеть последствия публикации своего материала;

• Исключить из своего лексикона грубые слова.

6. Свобода слова как основа обеспечения независимости СМИ. Творческая свобода журналиста (явная-скрытая, реальная-надуманная). Свобода и ответственность журналиста (на примере выбора тем, подходов к их разработке).

Основные положения конституции:

А) каждому гарантируется свобода мысли и слова;

Б) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

В) гарантируется свобода массовой информации. «Цензура запрещена».

Гос. тайна – это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»; защищенные государством сведения в разных видах деятельности. То, что является запретом для СМИ.

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, регулируются законодательством о средствах массовой информации от 27.12.1991.

Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Закон "О средствах массовой информации" регулирует:

- вопросы свободы получения, производства и распространения массовой информации;

- определяет само понятие массовой инф-и и средств для ее распространения;

- недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

Закон также регулирует организацию деятельности СМИ: учредителей, регистрацию, прекращение и приостановление деятельности СМИ. Определяет статус и права учредителя, редакции, обязательные пункты в уставе редакции.

Запрос информации – один из способов получения сведений журналиста; способ предусмотрен законом «о СМИ». Может быть устным и письменным, наиболее действенный – письменный.

В журналистике свободные суждения могут быть ошибочными, ложными, преднамеренной клеветой. Следовательно, пользуясь правом свободы журналист, должен придерживаться общепризнанных этических норм, творить в рамках законодательства. При этом журналист может наталкиваться на естественные препятствия, которые не в состоянии отменить (законы природы, общества). Журналист может наталкиваться на препятствия, созданные непосредственно человеком: законодательные ограничения, полит решения. Поскольку они есть, журналист обязан считаться с ними. Вместе с тем, пользуясь свободой по принадлежности, может с чем то не согласиться, предложить иной подход, способствовать уточнению к.-либо объекта. Эта возможность называется свободной необходимостью.

Важнейшим условием свободного творчества является познание истины. Всякий шаг познания, есть шаг по пути к свободе.

Условия для функционирования СМИ. Они вытекают содержанием государственного устройства. В демократическом государстве поддерживаются такие условия для свободного творчества: самостоятельность, независимость, равноправность.

В государстве с диктаторским режимом условия диктуются правящим классом. Условия определяются законодательством, зависят от решений и предпочтений, которые исходят от общественных журналистских организаций. Условия связаны с инициативой редакционных коллективов. Условия связаны с поддержкой государства. Поддержка может быть законодательной, материальной, технической.

7. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как четвертая власть.

Принято выделять пять основных комплексов социальных институтов:

1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;

2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней;

3) институты стратификации (разделения общества на слои, или “страты”), участвующие в распределении индивидов по определенной шкале статусов (различие доходов, состояний, власти, престижа, возраста, этнической принадлежности и т. п.);

4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи, постепенным формированием из подрастающего человека члена общества, знакомого с нормами социальной жизни и готового соблюдать их;

5) институты культуры, связанные с научной, художественной и религиозной деятельностью.

Понятие социального института означает не только определенный элемент социальной структуры, но и установленные и регулярно повторяемые образцы поведения.

Все социальные институты государства законодательно связаны с журналистикой.

Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а также обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.

В принципе, функции данного социального института довольно-таки обширные. Во-первых, это обогащение знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта.

Во-вторых, это информационная функция. Она наиболее значимая и широкомасштабная в данном случае. Здесь важную роль играет именно мобильность данного института. Маловероятно, что нас заинтересует новость о событии, которое случилось неделю назад, но на данный момент не являющемся актуальным. То есть, здесь речь о мобильности информации, которая должна поступать в руки потребителя в максимально короткие сроки. В XXI веке, где жизнь ни секунду не стоит на месте, существенную роль играет именно возможность быть всегда в курсе дела, знать, каково положение дел в мире. Эта функция является своего рода «ядром» журналистики.

В-третьих, это формирование определенных установок и моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации человека. А социализация, как нам известно, формирует «внутренний стержень» личности. С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров и Интернет сайтов нас убеждают, призывают, растолковывают, советуют, дают образцы. Конечно, чаще всего всё это играет отрицательную роль, потому как за столь активной пропагандой стоит какая-либо узкая группа лиц, которая заинтересована больше в своей личной выгоде, чем в выгоде общества в целом или государства. Из-за этого, многие начинают считать, что СМИ являются средством манипуляции, то есть средством неявного, незаметного воздействия на окружающих людей. Конечно, в чём-то это действительно так. Например, если речь идёт о политических выборах, которые получают яркое освещение со стороны как телевизионных, так и со стороны радио и газетных СМИ. Однако нельзя отрицать, что журналистика выполняет и культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного гражданина в мир знаний и информационных ресурсов.

В связи с этим существует такое понятие как «четвертая власть». Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.

На содержание СМИ как четвертой власти влияют 3 ветви власти:

- представительная (выборные органы, парламент, дума);

- исполнительная;

- судебная.

Негосударственные институты, параллельно с государственными: партии, организации, коллегиальные органы.

Неинституционная власть (неформальное влияние): власть или авторитет знания; власть или сила слова, примера;

Таким образом, можно утверждать, что властей множество: одна из них – власть слова, власть журналистики.

Особенность 4-й власти в том, что она не обладает силой гос. принуждения, тогда как она оказывает влияние, её властные полномочия лежат в идейно-идеологическом пространстве. Таким образом, влияя на сознание людей, сознание распространяется на все сферы и области, с которыми соприкасается человек. Влияние масштабнее и шире, чем влияние любой государственной структуры. Так же журналистику называют всенародной властью.

Касаясь явлений действительности, четвертая власть выступает в роли общественного эксперта представления мнения, взглядов, стремления людей.

8. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.

ПР - это буквально связи с общественностью. Это не изобретение американцев, а воспроизводство родового принципа в любой деятельности: стремление создать благоприятную для своей деятельности среду с целью достижения культурного, коммерческого и другого результата. Это универсальное явление, заложенное в самой философии жизни. ПР - это, прежде всего, согласование интересов, паритетное управление, солидарное разрешение конфликтов. Существуют различные определения ПР: “управленческая деятельность” (Невзлин), “установление двустороннего общения для выявления общих представлений (интересов) и достижения взаимопонимания, основанное на правде, знании и полной информированности” (Сэм Блэк). Термин ПР имеет международное употребление, но в сущности неточен. ПР - это специализированная, профессиональная организованная деятельность управления, но управления особого рода: адресное управление корпоративным и общественным мнением, осуществляемое принципиально ненасильственными средствами и имеющее целью изменения поведения больших или малых социальных групп.

Каждый человек - “стихийный pr-man”. Но ПР как особый вид социальной деятельности - развитая, профессионально организованная, логически оснащенная деятельность, которая может быть изучена, подчинена определенным закономерностям.

Адресное обращение подразумевает, что ПР рассчитаны на четко очерченную целевую аудиторию, которая либо рождается из деловых контактов, либо аналитически определяется с помощью маркетинговых исследований. ПР - это сумма технологий, с помощью которых можно достичь результата.

Таким образом, “паблик рилейшнз” может быть определен как управление путем выявления зон совмещения и создания условий для согласования интересов. Это такой способ достижения целей, при котором субъект и объект управления существуют не как разнополюсные, подчас антагонически разделенные субстанции, но как взаимозависимые субъекты общественных отношений, равно заинтересованные друг в друге и находящие “момент согласования интересов” как внутренний императив своего существования, своего успеха и преуспевания” (“Связь с общественностью...”, 12-13).

На основании определения деятельности “паблик рилейшнз” можно выделить основные ее функции: функция управления, коммуникативная функция, информационная и организационная функции. Выделить какую-либо одну первостепенную функцию невозможно, так как “субъекты общественных отношений так непохожи друг на друга, сфера приложения их сил так многомерна, что трудно выявить генеральную функцию, да и субординацию функций по всему спектру деятельности” (“Связь с общественностью...”, 43). Тем не менее, конечной и основной задачей “паблик рилейшнз” может быть названа управляемость ситуации и можно говорить о доминанте функции управления. “Управление в “паблик рилейшнз” - это изменение состояния не только объекты воздействия (состояния общественного мнения граждан, например), но и того субъекта, который представляет службы “паблик рилейшнз” (“Связь с общественностью...”, 13). Функция управления - это “совокупность задач, подчиненных главной цели воздействия на общественное мнение, на корпоративные отношения. Особенность “паблик рилейшнз” состоит в том, что управление осуществляется в рамках взаимодействия равноправных субъектов общественных отношений” (“Связь с общественностью...”, 44).

С функцией управления нередко связывают негативное представление о манипулировании сознанием, используемом пропагандой. “Паблик рилейшнз” управляет общественным мнением иначе, чем пропаганда. “Цель пропаганды - воздействовать на сознание людей, заставить их мыслить и действовать так, как выгодно пропагандисту. Пропаганда всеобъемлюща. Она призвана сформировать психологию человека, подчинить его воле других” (Невзлин, 16),

“Цель ПР - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности” (Блэк, 13).

“Паблик рилейшнз” управляет общественным мнением, вступая с ним в двустороннее и равноправное общенеи. Такова природа коммуникативной функции. Коммуникативная функция - это “функция общения, налаживания контакта” (“Связь с общественностью...”, 44). Общение предполагает “взаимное понимание, обмен информацией и деятельностью в процессе труда, бизнеса, обучения и т.д.” (“Связь с общественностью...”, 44). То есть коммуникация - это прежде всего передача информации от одного субъекта к другому, и возможна она лишь при установленном взаимопонимании. Участники общения должны “говорить на одном языке” - так проявляет себя с первых шагов принцип равноправности ПР-общения.

Цель коммуникации в “паблик рилейшнз” - это информирование и убеждение, а не просто сообщение. С помощью убеждения создаются предпосылки для действия, а следовательно, и для управления. Но управление - это уже конечный - идеальный - этап коммуникации, ее цель. Прежде всего, важно достичь взаимопонимания. Принципиальна в ПР- коммуникации роль обратной связи. Обратная связь “позволяет управляющим звеньям получать информацию о состоянии конечного полезного эффекта системы” (Невзлин, 71). Наиболее эффективная коммуникация в “паблик рилейшнз” - межличностная или максимально персонализированная.

“Коммуникационная функция органично связана с функцией информационной. В конечном счете, “паблик рилейшнз” можно рассматривать как субъекта общественных отношений, продуцирующего, тиражирующего и распространяющего информацию, то есть те знания, нормы, ценности, которые необходимы и достаточны для достижения цели управления” (“Связь с общественностью...”, 45).

Информационная функция “паблик рилейшнз” осуществляется по двум направлениям: аналитическому и прогностическому. Особенность информационной функции “паблик рилейшнз” заключается в том, что в отличие от средств массовой информации “паблик рилейшнз” не отделяет информацию от ее анализа. Факты необходимы только в их совокупности - причем, в значимой совокупности, то есть проанализированной. Поэтому в “паблик рилейшнз” выделяются не фактическая информация и аналитическая, а аналитическая и прогностическая. Прогноз - это высший уровень анализа, который может быть выделен по своему масштабу в самостоятельное функциональное направление. Хотя строго говоря, информационную функцию было бы более логично подразделить на три составляющие: (1) “получение объективной и системной информации”, то есть ее сбор, (2) ее анализ (“выработка информационной стратегии и тактики поведения”) и, наконец, (3) основанный на ней прогноз.

Организационная функция “паблик рилейшнз” - естественное следствие того, что эта деятельность не может быть однозначно сведена к одной генеральной функции. Функция управления систематизирует остальные функции с точки зрения конечной задачи. Организационная функция систематизирует само существование всех функций “паблик рилейшнз”, их функционирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: