Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Отличительные особенности СМИ от иных информационных источников (средств массовой коммуникации)

Термин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных". Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель".

Е. Прохоров выделяет три понимания термина "информация" в журналистике. В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню – формальный уровень. Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Журналистика имеет дело с "массовой информацией". Необходимо разобраться, почему инструментом журналистики является массовая информация, какой смысл заложен в определение «массовая». Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В отечественной теории журналистики принято ставить знак равенства между массой и аудиторией (Е. Прохоров). Тем не менее, в мировой науке еще на заре зарождения коммуникативистики, в 30-е г. ХХ века "массу" определяли как "спонтанно возникающую коллективную группировку", требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ (Г. Блумер). Противопоставлялась безликой «массе» понятие публики. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой, осознают свои интересы, активно включены в процесс их реализации и обладают своим прилюдно выражаемым мнением. Отсюда пошло английское выражение "public opinion", которое обозначает не общественное мнение в целом, как часто его переводят у нас, а мнение публики, т. е. активной части масс.

Массовая информация, в отличие от специализированной информации, "общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей". Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы.

Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. По образному выражению Г. Лазутиной, массовое сознание играет роль "камеры эталонов" при освоении вновь поступающей информации. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.

Существует потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.

Потребность в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления – как информационные, так и аналитические.

Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к действиям), по мнению Г. Лазутиной осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Однако следует заметить, что в силу различных причин - политического, экономического характера, в зависимости от конкретного государственного устройства, стоящие за средствами массовой информации кукловоды при помощи манипулятивной пропаганды могут поддерживать в обществе и настроения ложного оптимизма, идиллического незнания или нагнетать истерию, атмосферу страха и подавленности.

Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности – национальные, профессиональные, возрастные и т. д.

Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат для удовлетворения еще одной потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активная; ее составляют массово-информационные потоки (т.е. журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Существует взгляд, согласно которому информация в журналистике всегда вторична, а сущность журналистской работы состоит в посредничестве. Журналист, мол, только передает новости от источника информации к широкой читательской аудитории. Отчасти это действительно так, но не совсем. Приведенная концепция учитывает наличие в журналистике только внешнего типа информации и собственно к нему сводит разнообразную массово-информационную деятельность.

Отличительные черты информации в СМИ:

1 Содержательный актуальность С этой точки зрения информация должна иметь общегражданское значение, быть важным для достаточно широкого круга граждан, вызвать интерес большой группы читателей.

В. Ризун выделил следующие три составляющие актуальности: общественная обусловленность (общественная мотивированность), соответствие важным общественным задачам (общественная целеустремленность) и общественная целесообразность (общественный смысл).

2 Хронологическая актуальность или оперативность С этой точки зрения все новости должны быть "последними", отмечаться свежестью. В журналистике идет постоянная борьба за оперативность, первенство и приоритетность в представлении сообщений.

3 Документализм - изложение новостей обязательно должно содержать ссылки на источники, на документы или другие пути поступления информации, называть фамилии и социальный статус (должности) лиц, предоставивших информацию. Чем больше ссылок на источники в журналистском материале, тем выше его профессиональная ценность.

4 Повторяемость тем и неповторимость материалов Журналистика всегда - повторяющаяся неповторимость Каждый конкретный журналистский материал неповторимый, но чаще журналист работает в хорошо знакомой для него проблематике, которая накладывает своеобразные границы на творческую деятельность журналиста, выражается в выработке общей концепции, которая прослеживается в многочисленных материалах, повторяющихся источниках, наработанных вербальных формулах. Автор должен быть компетентным в вопросах, о которых пишет, ежедневно изучать свою тему, накапливать знания, собирать так называемое "досье"; но вместе с этим не оставлять информационного поиска, открывать новых героев, совершенствовать свой стиль.

5 Прагматизм, императивность Совокупность сообщений, воссоздающие картину современного мира и воспринимаются обществом в своей совокупности как журналистика, создаются не бесцельно, а с целью достижения определенного следствия: дать читателям возможность сориентироваться в социальном среде, направить общественное мнение вдоль определенного политического вектора, вызывать вполне реальные реакции читателей, а затем и воплотиться в новые объективные события и явления завтрашнего дня. Журналистике свойственна императивность (императив - повелительное наклонение), иногда - откровенная, иногда – скрытая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: