Еда как символическая ценность в дискурсе блогов современных Global Russians

Активные эмиграционные процессы на рубеже ХХ- ХХI веков привели к тому, что появилась значимая в интернет-пространстве социальная группа, получившая условное наименование Global Russians. Это русские, живущие преимущественно за рубежом, и являющиеся русскими не по месту жительства, но по культурной парадигме.

В традиционной русской культуре еде уделяется важное место, она становится субститутом дома и семейного благополучия. Но для людей, преимущественно живущих за пределами России она становится еще и материальным воплощением ностальгии по утраченной бытовой культуре, способом сохранения собственной изначальной национальной идентичности.

Современные Global Russians часто сводят образ России к набору определенных узнаваемых бытовых реалий, в том числе, к «комфортной» русской еде.

Почти любой автор из данной социальной группы, пишущий или говорящий о еде, порой акцентирует внимание на блюдах, готовящихся «на потребу русской душе». В таком случае еда становится способом борьбы с ностальгией по месту и способом сохранения как традиционной культуры, так и формированием определенной зоны комфорта.

Для таких авторов еда становится символически ценной. Условные борщ и пироги, не обладающие ценностью в материальном плане, становятся дороги, как память: утрачивая свою изначальную национальную принадлежность и материальную незначительность, они превращаются в типичную русскую еду, так как воспринимаются не через историю кулинарии, а через историю определенной семьи и их традиций, связываются с давно покинутым домом детства и помогают автору, для которого культурная идентичность важнее географической, утвердиться в представлении о том, что он все еще является носителем русской культуры. В том числе, гастрономической.


Лысенко М.А.

Счастье как ключевая ценность: особенности современного осмысления концепта

Счастье представляет безусловную жизненную ценность для каждого человека. Цель нашей работы – проанализировать современное осмысление и новые способы интерпретации концепта счастье. В век доминирования материальных ценностей даже ключевые ценностные понятия приобретают новые прагматические смыслы. К такому выводу мы пришли после проведения психолингвистических экспериментов с молодыми носителями языка и исследования функционирования слова счастье в СМИ. Приведем некоторые примеры из экспериментов, свидетельствующие о прагматизации концепта: счастье – это когда получил пятерку; когда нет проблем; такое чувство, как будто тебе подарили все игрушки, которые ты хотел. Еще более ярко эта тенденция отразилась в СМИ. Во многих контекстах значение слова сужалось, связывалось с материальной сферой, профессиональной деятельностью или рекламой: Счастье – это когда переводчик сам выбирает, что переводить (В.Голышев, Афиша, 15.04.2011); Счастье – это когда мой оркестр играет лучше всех (А.Кролл, Московская правда, 20.04.2013); Счастье – это быть здоровым. И даже для счастья в личной и семейной жизни, и успеха в работе нам непременно нужно здоровье! Как его обрести знают те, у кого есть «Невотон», творящий настоящее волшебство! (Воронежская неделя, 02.03.2011).

Однако первичное значение, связывающее счастье с областью высшего блага также нашло свое отражение в проанализированных материалах. Приведем примеры: счастье – исключительно духовное явление и не может быть связано ни с чем материальным, счастье – главная ценность человека, счастье даруется свыше; кульминационный момент духовной жизни человека.

Таким образом, на современном этапе сосуществуют две противоположные тенденции в осмыслении концепта – прагматическая, связывающая счастье с достижением личных целей, и аксиологическая, в рамках которой счастье понимается как высшее благо, стоящее над областью земного и материального.


Михайлова Ю.Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: