В рамках проведенного кафедрой риторики и стилистики русского языка анкетирования перед студентами, помимо закрытых вопросов, выявляющих ценностные предпочтения, был поставлен и один открытый вопрос: «К чему вы стремитесь в ближайшем будущем?». Планы молодых людей, как нам представляется, могут многое сказать о их жизненных установках и базовых ценностях.
В ответе на поставленный вопрос студенты могли перечислить до 10 разных жизненных планов. Была обработана 641 анкета, в которых содержалось 4522 ответа. Большая часть студентов ― 41,3% (265 анкет) — заполнили при ответе на данный вопрос все 10 позиций. Число «несерьезных» ответов минимально и не может повлиять на общую статистическую обработку результатов.
Для оптимизации обработки данных все ответы были расположены в алфавитном порядке, что позволило выявить наиболее популярные ответы. Нами были обработаны формулировки, которые встречаются в ответах 10 и более раз (всего 50 ответов). Особое внимание следует уделить самым популярным формулировкам (от 50 упоминаний в однотипной формулировке). К таковым относятся: «Семья» — 173 ответов, «Самореализация» — 130 ответов, «Счастье» — 105 ответов, «Достаток» — 83 ответов, «Любовь» — 69 ответов, «Дети» — 60 ответов, «Создание семьи» / «Создать семью» — 55 ответов, «Здоровье» — 53 ответа, «Работа» — 52 ответа, «Путешествия» — 51 ответа, «Саморазвитие» — 50 ответов. Самые частотные ответы, как правило, односложны. Более развернутые формулировки по объективным причинам совпадают реже.
|
|
Среди самых популярных доминируют ответы, связанные со сферой семейных отношений (семья, дети, создание семьи, создать семью). Активно представлена идея самореализации (профессиональной или личностной: самореализация, работа, саморазвитие). Для студентов важно представление об эмоциональной и физической благополучности как основе хорошей жизни в будущем (счастье, любовь, здоровье). Материальное значимо, но не доминирует в частотных ответах (достаток, путешествия).
Интересно, что данные выводы не совпадают с теми, которые были получены при сплошной выборке, когда учитывались не только однотипные ответы. При применении такой методики обработки материала было выявлено 1485 ответов, связанных с идеей самореализации, 784 ответа, указывающих на значимость финансового благополучия, 659 ответов, связанных с представлением о будущей семье, 640 ответов, указывающих на ценность образования. Очевидно, что представления о самореализации и финансовой состоятельности более индивидуальны, представления о ценности семьи более стереотипны.
Попова Е. Г.