Цели и задачи учебной дисциплины «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания»

Пояснительная записка

Дисциплина «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания» занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Ее изучение способствует формированию мировоззрения человека, становлению его активной гражданской позиции, позволяет системно осмыслить и определить особенности развития природы и общества и перспективы перехода к новому этапу цивилизационного развития, в котором было бы достигнуто органическое единство природы и общества

Изучение данной дисциплины ориентировано на творческое освоение студентами мирового и отечественного наследия по философии естествознания и обществознания, изучение современных методологических проблем научного познания, понимание диалектических связей философии, естественных и социально-гуманитарных наук, формирование и развитие у них навыков самостоятельного философского мышления. Предлагаемая учебная программа курса призвана способствовать решению этой задачи, содействовать систематизации и углублению представлений о современной научной картине мира, расширению горизонта философского видения студентами современного общества и инициировать их размышления по поводу перспектив человека в нем и собственной жизненной позиции.

Цели и задачи учебной дисциплины «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания»

1.1.1. Место учебной дисциплины «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания

Курс «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания» конкретизирует и детализирует содержание базового курса философии и также выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется, прежде всего, в следующем:

- он задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;

- он способствует рассмотрению мира через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания;

- он помогает человеку самоопределиться в мире, выработать стратегию своей жизнедеятельности;

- он дисциплинирует мышление человека, способствует его самостоятельности, критичности и творческому отношению к решению проблем, имеющих научно-теоретическое и практическое значение.

1.1.2. Цели учебной дисциплины «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания»

Преподавание курса ««Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания»философские проблемы социально-гуманитарного познания» преследует следующие основные цели:

- рассмотрение фундаментальных и актуальных философско-методологических проблем естественнонаучного и социогуманитарного познания, концеп­туальный анализ механизмов динамики социального и гуманитарного знания;

- формирование у студентов современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

- определение и раскрытие философских оснований современного естествознания и обществознания и, на этой основе, развитие у студентов теоретико-методологических представлений о природе, обществе, месте человека в природе и обществе, и их познании;

- формирование у студентов способности к творческому и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-рационального мышления и инновационной практической деятельности;

- выработка умения у студента умения, опираясь на приобретенные философско-методологические знания ясно и непротиворечиво формулировать собственную мировоззренческую позицию и отстаивать ее.

1.1.3. Задачи учебной дисциплины «Философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания»

Непосредственной задачейпреподавания данного курса является формирование у студента соответствующих философских компетенций – как предметных, так и операциональных.

Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины:

Студент должен знать:

§ основные философские проблемы физики, биологии и других естественных наук, а также их современные интерпретации;

§ основные философские проблемы социально-гуманитарных наук и их интерпретации в современном обществознании;

§ актуальные проблемы общей методологии естествознания и их философские аспекты;

§ актуальные проблемы методологии социально-гуманитарных наук, их философские аспекты и интерпретации;

§ основные тенденции развития современного развития современного естествознания и обществознания и особенности их интеграции и взаимодействия в научном познании;

§ ключевые понятия и категории философского анализа закономерностей развития природы, человека и общества;

§ фундаментальные положения философской теории человека;

§ основные ценности, приоритеты и тенденции развития современной культуры;

§ социально-культурные основания, ориентиры и основные закономерности человеческой деятельности, их специфику в профессиональной деятельности;

§ основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и нормы научного исследования;

§ основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире, развивающемся на пути к постиндустриальной цивилизации;

§ основные стратегии и традиции естественнонаучного и социально-гуманитарного познания, фундаментальные исследовательские программы изучения живой и неживой природы, человека и социальной реальности.

Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные философские компетенции студента, успешно усвоившего курс.

Студент должен уметь:

§ формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения; аргументируя их знаниями философских вопросов естествознания и обществознания;

§ применять философские идеи и понятия философии естествознания и обществознания в анализе социально-культурных и профессиональных проблемных ситуаций;

§ характеризовать современные естественнонаучную и общественно-научную картины мира, акцентируя внимание на их философско-методологических основаниях;

§ опираясь на знание философии естественных и социально-гуманитарных наук уметь показать отличие общества от природы, артикулировать сложную, субективно-объективную природу общества и, на этой основе, понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле истории и особенностях бытия социума;

§ осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

§ определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

§ формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

§ оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.

§ Определить свою жизненную стратегию, соотнося ее с историческим выбором республики и тенденциями современного мирового развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: