В рамках данной контрольной работы, включающей проведение сравнительного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “ тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий”[4].
Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во времени результатов психологических измерений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – критерий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”[5]. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам проведенного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная методика измерения была надежной и валидной.
Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М. “ Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать предпочтение той, которая достаточно полно описана в руководстве по ее применению. В руководстве должны быть представлены назначение методики, развернутое описание шкал, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания диагностического заключения (см. Приложение 1).
В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее создания; литературный источник, из которого была взята методика; описание количества и характера предъявляемых участнику исследования заданий, например, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участников и др.
Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуемое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не путайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации методики, текст и описание методики.
Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросником враждебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee).
Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62.
Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессивность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”.
В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физической агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрессии, обиде, подозрительности, чувству вины.
Приводим их краткую характеристику.
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – ……….
Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика исследования и источник ее публикации” контрольной работы.