Методы измерения

В рамках данной контрольной работы, включающей проведение срав­ни­тельного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “ тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во вре­мени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических разли­чий”[4].

Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во вре­мени результатов психологических изме­рений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погреш­ностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, при­годный, имеющий силу) – крите­рий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”[5]. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам прове­денного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная мето­дика измерения была надежной и ва­лидной.

Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Мо­розова С.М. “ Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать пред­почтение той, кото­рая достаточно полно описана в руководстве по ее примене­нию. В руководстве должны быть представлены назначение методики, разверну­тое описание шкал, отражены количественные и качест­венные результаты апробации, даны рекомендации относитель­но формы и со­держания диагно­стического заключения (см. Приложение 1).

В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необ­ходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее созда­ния; литературный источник, из которого была взята методика; описание ко­личе­ства и характера предъявляемых участнику исследования заданий, на­пример, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участни­ков и др.

Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуе­мое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не пу­тайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации мето­дики, текст и описание методики.

Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросни­ком враж­дебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee).

Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62.

Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессив­ность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”.

В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физиче­ской агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрес­сии, обиде, подозрительности, чувству вины.

Приводим их краткую характеристику.

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – ……….

Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика ис­следования и источник ее публикации” контрольной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: