Участники

Поскольку в контрольной работе предполагается поведение срав­нитель­ного исследования определенного психического феномена у двух неэквива­лентных по какому-либо одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку.

Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориенти­роваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся пе­дагогический опыт или специфику получаемого профессионального образо­вания.

Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классиче­ским признакам можно отнести такиеразличия, по которым в психологиче­ской науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологиче­ский пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; воз­растной период жизни человека[6] – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Та­ким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обо­значенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной про­фессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образо­вания, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д.

К оригинальным признакам, можно отнести такиеразличия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвя­щенных изучению индивидуально-психологических закономерностей. На­пример, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких до­машних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим рит­мам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д.

Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) одно­значно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не дол­жен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследо­вания вы­ступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблю­дения, результаты которого выражаются в определенных единицах измере­ния.

Например. Участники исследования. В исследовании приняли участие 14 подро­стков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участ­ники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Уча­щиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным по­ведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков ха­рактеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием.

Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) ис­следования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности ис­следуе­мого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не ме­нее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформиро­вать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами при­знаку полярности. Под релевантными име­ются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказы­вать влияние на изучаемый психи­ческое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу.

Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего ал­горитма:

1. Выбратьопределен­ный психологический феномен, который высту­пит в качестве предмета исследования.

Например. Эмоциональная неуравновешенность...

Например. Психологическая совместимость...

2. Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы.

Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)…

Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни…

3. Выбрать методику исследования.

Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка).

Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик).

4. Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпи­риче­ское исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по опреде­ленному признаку с помощью конкретной методики исследования.

Например. Сравнительное исследованиеэмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троеч­ники”) с помощью опросника Г. Айзенка.

Например. Сравнительное исследованиепсихологической совместимости суп­ру­жеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик.

Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с науч­ным руководителем.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными.

Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области [7]. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследо­вателю. Однако, как справедливо от­мечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное зна­ние, и хотя литературный обзор представляется сложной за­дачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: