Этнопсихологическая школа (Садохин)

В обращении этнологов к психологии не было ничего нового. Принципиальное своеобразие - новое понимание категорий «культура» и «личность». Культура - абстракция, подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа. Распространение в США (Р.Бенедикт, М.Мид, А.Кардинер). Центральная тема - изучение процесса вхождения в культуру (инкультурация), а также роль детства в формировании взрослой личности.

Абрам Кардинер («Индивид и его общество», «Психологические границы общества») - основные идеи: 1.личность человека формируется с первых дней его жизни под действием внешней среды и прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позже обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. 2.Формирование психики - первые 4-5 лет жизни, после чего она затвердевает и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека.

Такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству. Поскольку в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, а между разными народами в этом отношении имеются различия, постольку каждый народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме «базовой», или «основной» личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова «основная личность» данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, изучению детской психологии, что и составляет главную заслугу этнопсихологической школы. Труды Рут Бенедикт, Маргарет Мид.

Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, которые задаются принятыми в ней способами детского воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: