Понятие causa. Слово causa имело в римском праве разнообразные значения. В обязательственном праве под causa нередко понимали то материальное основание, вследствие которого сторона вступает в обязательство, ту цель, которая имеется в виду при вступлении в обязательство.
Кауза — это правовая цель, которую имеют в виду стороны, вступающие в обязательственные отношения.
Это основание может иногда оказаться противозаконным, противо-нравственным или вовсе отсутствовать.
Стипуляция как обязательство, не содержащее causa. Однако издревле в Риме существовала стипуляция — т. е. устный договор без упоминания causa. Под стипуляцией понимался словесный договор, заключаемый путем вопроса кредитора и совпадающего с вопросом ответа должника.
Особо нужно остановиться на роли causa в обязательствах, исполнение которых состоит в «dare», т. е. в передаче вещи.
Так, например, римское право считало неправомерными дарения между супругами, вследствие чего действия, совершенные в отсутствии cause, признавались недействительными.
|
|
На примере дарения ясно видно, что понятие causa близко подходит к понятию намерения, с которым сторона совершает действие. В этом смысле говорят не только о causa donandi, т. е. о намерении одарить, но и о causa solvendi — намерении исполнить обязательство, и causa contrahendi — намерении связать договором.
Юлиан (II в. н.э.) считал, что если одна сторона дает деньги с намерением дарить и другая берет их с намерением получить взаймы, то при таком расхождении в causa договор не состоялся (D.12.1.18. рг.).
Передача вещи становится независимой от causa в юстинианов-ский период. Однако чем ближе к византийской эпохе, тем эффект передачи вещи становится все более независимым от лежащей в ее основании causa и от тех внутренних мотивов, которыми сторона руководствуется. В результате эволюции передача вещи стала независимой от causa, другими словами — traditio стала абстрактной.
12.4. Исполнение обязательств: