Аналитический отчёт

В процессе работы над дипломом контенту-анализу были подвергнуты публикации из двух областных изданий («Уральский Рабочий», «Уральский Следопыт») и двух городских изданий («Красное Знамя» г. Верхняя Пышма и «Час Пик» г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральска). Для обстоятельного рассмотрения отобраны все номера за январь, февраль и март. Публикации отбирались методом сплошного отбора (задействованы абсолютно все). Для анализа были отобраны те тексты, у которых либо в заголовке, либо внутри материала присутствовали слова: «экология», «природа», «окружающая среда», «стихия», «погода», «климат».

В ходе проведённого анализа газеты «Уральский Рабочий» было выявлено, что за три месяца, а это 55 номеров, появилось всего 46 публикаций, так или иначе касающихся экологической проблематики. Самой актуальной темой в январе (в этом месяце найдено 16 единиц анализа) явились природные катаклизмы. В связи с аномально холодной и снежнойзимой со страниц газет не сходили материалы на тему «снегопад». Количество таких публикаций составляет 31%. Второй обсуждаемой темой стала – забота о животных и пернатых (25%). На третьем месте – свалки, отходы (12,5%). Наряду с этим ни слова не было сказано собственно защите и охране природы.

Что касается февраля (16 текстов), то здесь уже больше публикаций, выступающих за охрану природы, здоровье человека, изобретение новых экологических технологий (50 %). В марте (14 текстов), популярной темой снова становятся природные катаклизмы. 31 % занимают темы, касающиеся паводка и половодья. Это объясняется холодной и снежной зимой. 21 % публикаций обращены к проблемам уничтожения лесов и загрязнения воды. И 28 % текстов говорят о необходимости защиты природы, животных, а также здоровья человека.

Из 46 публикаций в «Уральском Рабочем» — 69 % составляет информация негативной направленности и лишь 32 % — информация, содержащая позитив. По данным контент-анализа половина публикаций, которые мы анализировали, ссылаются на материалы научно-исследовательских работ – используются комментарии экспертов или авторы опираются на результаты научных изысканий. 13% текстов содержат ссылки на мероприятия, нормативно-законодательные акты, имеют сравнение с положением дел в других городах, странах. А также 13% авторов не ссылаются вообще ни на что.

При анализе другого издания - «Час Пик» за январь, февраль, март было выявлено всего 8 публикаций на экологические темы. Самой актуальной из них

явилась тема уничтожения лесов и загрязнения природы отходами. Она рассматривается в половине отобранных текстов. При этом одна из публикаций («Вырубка леса ради стройки») имеет продолжение. Первый раз об этом заявили в феврале, затем в марте. Параллельно с этим обсуждается тема здоровья населения (37%). Две публикации из трех имеют рекламный характер. В данных публикациях представлены лекарственные препараты. Это объясняется тем, что возрос уровень онкологических заболеваний, что приводит к смертности и уменьшению численности населения, а причина этого — плохая экологическая обстановка. В 62% присутствует негативная информация, а 37 % текстов имеют позитивную окрашенность. При написании материалов во многих случаях (37,5%) журналисты опираются на научно-исследовательские работы. А в четверти случаев ссылаются на мероприятия и нормативно-законодательные акты. Ещё 25% публикаций, где авторы воздерживаются от ссылок.

При анализе номеров районной газеты «Красное знамя» январь, февраль, март было выявлено всего 2 журналистских материала, обращенных к проблеме экологии: один текст в феврале и один – в марте. Обе публикации преподносят информацию в позитивной тональности: «экологическая безопасность всегда в поле зрения власти…». Стоит сказать, что учредителем издания является Администрация городского округа Верхняя Пышма, которая не заинтересована в сохранности благополучного жизнеобеспечения граждан. Поэтому вывод следует один – чтобы не создавать конфликтных ситуаций редакция газеты публикует только положительную информацию.

Что касается областного журнала «Уральский Следопыт», то в нём в обозначенный период вообще не было опубликовано ни одного экологическо-проблемного текста. На 80-ти страницах толстого журнала, который призван воспитывать у молодого читателя любовь к родному краю - об охране окружающей среды, о необходимости бережного отношения к природе не сказано ни слова. Необходимо сказать, что издание существует с 1935 года и ориентирован на молодёжную аудиторию. Тем самым, можно сделать вывод – журнал не даёт экологического воспитания подрастающему поколению.

Подводя итог, можно сказать, что за 3 полных месяца (январь, февраль, март) были рассмотрены областные издания («Уральский Следопыт» 3 номера, «Уральский Рабочий» 55 номеров) и местные («Красное Знамя» 33 номера, «Час Пик» 12 номеров). В общей сложности, все перечисленные издания выпустили в свет всего 56 публикаций, из них только 35,5% говорят об охране окружающей среды, о защите животных, о заботе здоровья граждан, а также о новых экологических технологиях. Остальные, а это 66% «кричат» о загрязнении, захламлении, уничтожении. Это говорит о том, что журналисты информируют население об экологической проблеме. По данным исследования, 76,5% публикаций — это аналитические тексты (статьи и корреспонденции), 23 % составляют заметки, 8,5% - путевые очерки и 7% — отчёты. Это обусловлено тем, что в настоящее время возрастает спрос на аналитическую журналистику, в том числе и экологическую.

Из проведённого исследования видно, что журналисты, как правило, используют ссылки на различные источники (99%). Это говорит о качестве работы журналиста, так как для них важно основываться на достоверных фактах. В таком случае, большинство получаемой информации - объективная. Что касается восприятия информации, то больше половины (57%) материалов журналисты не усиливают визуальными средствами, а это в значительной мере способствует пониманию происходящих событий. В 42,5% текстов используют картинки и фотографии, что может говорить об установке на большую эмоциональность восприятия информации. А эмоции, как мы знаем, побуждают к действиям.

По результатам исследования, исходя из общего объёма экологических публикаций, которые занимают полосы газет и журналов, количество всех текстов чисто экологического содержания составляет 27 страниц, или 2,5%. При этом большинство публикаций написано в период случившегося события,то есть, можно сказать, что они оперативны. Таким образом, важно отметить, что если ничего не печатается, то всё в порядке и не нужно ни о чём беспокоиться. А это говорит о том, что люди не задумываются о своих последствиях и пускают дело на самотёк.

Рекомендации: Что касается старейшей газеты «Уральский Рабочий», то она хороша своими историческими традициями и имеет большой опыт в сфере написания на экологические темы. По мере появления экологических проблем, газета старается осветить их как можно шире. По всем представленным параметрам издание старается отвечать в полной мере.

Другая газета, «Час Пик», мало уделяет места освещению экологически важных тем, несмотря на то, что негативной экологической информации больше, чем позитивной. Целевая аудитория газеты – средний класс, а это б о льшая часть населения, значит, стоит предполагать, что эта б о льшая часть не задумывается об экологических последствиях. Чтобы предотвратить экологический кризис, газете нужно не просто чаще об этом писать, но и предлагать способы решения возникающих проблем.

Газете «Красное знамя», следует серьёзно задуматься об информировании населения жизненно важных проблем. Лишь две публикации, положительные по направленности за три месяца говорят о нежелании сказать людям правду. Газете стоит решить: либо она работает на властные структуры, постоянно потакая фальши, либо заботится о состоянии своего родного города и граждан, тем самым способствует улучшению экологической обстановки своего района.

И самый грустный разговор – о журнале «Уральский Следопыт», Издание, которое по определению должно ведущей задачей своей считать природоохранную, месяцами об экологии не вспоминает. Нельзя допустить, чтобы популярный ежемесячный литературно-публицистический журнал для молодёжи не печатал статьи или очерки с экологической направленностью. Журнал должен говорить людям о том, как народ безбожно засоряет красоту уральского края.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: