Орг-ия и технология делопроиз-ва в высших и центральных гос-нных учр-иях России в первой половине XIX века

В пер. половине 19в. произошли существ. изменения во всех сферах жизни и экономики: 1) Мануфактуры заменяются фабриками и создается рынок вольнонаемного труда; 2)Осн. классы феод. общ-ва заменяются новыми и появ-ся класс капиталистов, буржуазии и пролетариат; 3)Кризис крепостнического хоз-ва сопровождается крестьянскими волнениями; 4)Сложная междунар. обстановка и Отеч. Война 1812г; 5)Включение в состав России многих национальностей. На рубеже 18-19вв. Россия представляла собой феодально-крепостническое абсолютистское гос-во, находившееся на стадии разложения. Стремясь защитить крепостнический строй, самодержавие искало пути приспособления гос. аппарата к новым явлениям в жизни страны. 1801-1811гг – проводится реформа высшего и центр. аппарата гос. упр-ия. 1802г. – издается указ о замене петровских коллегий министерствами. Новая сист. упр-ия, основанная на принципах единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской сист., т.к. президенты коллегий конца 18в. имели больше полномочий, чем раньше. Создание министерств с единолично упр-ми министрами было необх. для более гибкой и опер-ой сист. упр-ия. Коллег-ый принцип не был исключен из новой сист.. Сначала коллегии были введены в состав вновь созданных министерств, позднее при министерствах были созданы Советы, имеющие статус коллег-ого совещательного органа. Отношение к министрам как единоличным исполнителям воли царя определило ДП министерств как “исполнительное”. В 1802г. созданы первые 8 министерств (Военно-морских дел, Внутренних дел, Иностр. дел, Юстиции, Финансов и др.). Каждому министру предписывалось иметь товарища (помошника) и канцелярию. Оба назначались императором и были ответственны только перед ним. При министре действовал совещат. коллег. орган Совет Мин-ов (для особо важных дел). Он состоял из директоров Департамента. В основу орг-ции министерств положен принцип единоначалия. В обязанности Министра входило: 1)следить за исполнением законов, подчиненными ему учр-ми и лицами; 2)осуществлять надзор за действиями учр-ий; 3)назначать и увольнять должностных лиц;. Рабочий аппарат министерств состоял из департаментов, кот. делились на отделения, а отделения на столы. Принцип единоначалия был положен в основу всей орг-ции министерств (директора депортаментов подчинялись министру; начальники отделений – директорам депортаментов). В каждом департаменте создавался совещ. орган – Общее присутствие, состояший из директора и начальников отделений. В 1802 был учрежден Комитет министров – высшее адм-ое учр-ие, кот. рассматривало дела и осущ-ло надзор за правительственными учр-ми. В последствии был создан Гос. Совет – высшее законодат. учр-ие. Проведена реформа Сената, кот. становится высшей судебной инстанцией.

После издания 21.06.1811 «ОУМ» установилось единоличное мин-кое начало в упр-ии. Увеличилось число министерств (с 8 до 13), была опр-а сист. их взаимоотношений с др. учр-иями и создана единообразная стр-ра министерств. Местные органы не претерпели существенных учр-ий:

Во главе Губернии – губернатор;

Во главе Уезда – капитан-исправник.

Волосные правления состояли из волостного головы, старост и писаря. В полиции введены должности становых приставов и граждан.

ОУМ вводило единообразие ДП: от создания Д до их хр.. В каждом министерстве создана Канцелярия – рабочий орган, координирующий ДП, осуществляющий связь со стр-рными подр-ениями министерства. Канцелярия имеет ту же стр-ру, что и Департамент (отделы, столы и управляется директором). Для выполнения технических работ имеется большой штат секретарей, писцов. Упр-кий аппарат нуждался в спец-тах различных отраслей знаний. Предусматривалось при Канцелярии и Департаменте иметь сверх штата молодых людей для специального обучения министерскому ДП. Обязанности чиновников определялись законами и инструкциями, к-ые составлялись по схеме:

В пер. разделе – обязанности дол. Лица

В последнем – порядок обмена Д, их исполнение и орг-ия хр..

Зак-и актами были опр-ы виды Д в соответствии с иерархией прав и обязанностей учр-ий и должностных лиц. Орг-ия и деят-ть учр-ий оформлялась Д: 1) Гос. Совет за подписью императора создавал учр-ия, определял их состав, фун-ии. 2) Комитет министров утверждал уставы, положения, к-ые определяли деят-ть сословных учр-ий. 3) В грамотах излаг-сь права и привилегии классов

По назначению, хар-ру и способу исполнения служебные Д 19 в. делились на гр-ы:

Внутренние Д – Д, отражающие подготовку вопроса к слушанию (док. Записка, представление). Процесс рассмотрения вопроса фиксировался в журналах заседания, протоколах. Решения оформлялись приговорами или опр-иями, а для их исполнения и доведения их до сведения составлялись указы, предписания, выписки из журналов, доклады. Еще были отчеты, устав, должн. инструкции, описи, ведомости дел.

Переписка присутственных мест и властей была строго регламент-на (предписания, сообщения, отношения, уведомления, рапорты)

Просительские Д. подавались частными лицами в присутственные места и властям. Большую часть составляли прошения: тяжебные (о праве собственности и владения), исковые (о вознаграждении за убытки и обиды), мировые (о прекращении спора или иска по взаимному соглашению).

Акты, договоры, обязательства. Под актами понимались многие Д. в них фиксировались политические или экономические сделки и договоры, Д гражданского состояния, акты укрепления имущества.

Регламентировался не только состав Д, но и порядок их составления. В письмовиках регламентировалось оф-ние различных видов рек-тов:

Предписывалось обозначать вид Д;

Адресаты обозначались в сношениях, прошениях, жалобах, отзывах. Правила адресования определялись соподчиненностью учр-ий.

Текст Д предписывалось разделять на 3 части: заглавие, изложение обстоятельств, заключение.

Право подписи имели начальствующие лица. Еще Д оформлялись скрепой – подписью секретаря, свидетельствующая о правильном составлении Д.

В 1830 г. стали заготавливаться бланки. Порядок составления и оф-ния Д был громоздким и сложным, как и все ДП 19 в. Д были длинными, многословными. Стиль был тяжелым, канцелярским.

Орг-ия приема. Дела, направ-ые в мин-ва могли поступать в канцелярию министра или департаменты. В канц. министра или депаратаменте велся общий журнал поступающих Д. Каждое отделение канцелярии имело свои частные журналы. Общий и частный журнал для входящих Д подр-ялся на 3 части: запись именных указов; Д на имя мин-тра; секретные Д. Д распечатывал сам директор, секретарь отмечал дату поступления Д.

Был регламентирован порядок исполнения Д. по срокам исполнения Д подр-яются:

* текущие – исполнялись в обычном порядке;

* чрезвычайные по срокам исполнения Д;

* срочные Д – связанные с интересами казны.

Каждый Д., в т.ч. и срочный д.б. пройти сложный путь по всем ступеням бюрократической лестницы.

Отправка дела – рег-ия отправленных Д и их непосредственная отправка. Особенность – журналы предусматривали запись сведений об исполнении отправленного Д и сообщение об этом особыми рапортами каждого присутственного места. Эти сведения исп-ись для контроля исполнения Д. В сер. 19 в. на смену пакетам и сургучным печатям появились почтовые конверты и марки.

В ОУМ особым этапом объявлялась ревизия дел, т.е. контроль за исполнением Д. ревизия являлась фун-ией нач-ов отделения, директоров департамента, в губерниях – губернаторов и нач-ов присутственных мест. Один раз в месяц директор департамента обязан по закону проводить проверку исп-ых и неисп-ых Д по рег-ым журналам и предоставить об этом ведомости министру. В конце года составлялась общая ведомость по всем департаментам. Предусмотрены наказания за:

*Порчу, уничтожение и искажение правительственных указов;

*Подделку Д, печатей, штампов учр-ия;

*Хищение Д;

*Разглашение служебной тайны.

Отчеты (О): О в суммах (финансовый отчет), О в делах, О в видах и предположениях. О готовились отделениями каждому по своему направлению, а затем обобщались в департаментах. На основе О директор составлял сводные отчеты министерству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: