Современные проблемы правового регулирования в недропользовании РФ

Земельные богатства нашей страны содержат в себе огромные запасы нефти, газа, драгоценных металлов и других ценных ископаемых. Вопрос о государственном регулировании в недропользовании Российской Федерации стоит очень остро, так как и в теории, и на практике есть серьезные противоречия в этой сфере. Принятый еще в 1992 году, Закон о недрах с тех пор претерпел немало изменений и по сей день специалисты предлагают внести в него изменения. Тема работы актуальна, так как сфера недропользования приносит государству 23,3% налоговых поступлений.

Проблемы правового регулирования в недропользовании РФ:

1) Нечеткое закрепление субъекта права собственности на недра.

2) Проблема определения правового режима недропользования.

3) Внедрение договорных отношений в недропользовании.

4) Отношения между недропользователем и землепользователем.

5) Фактическая монополизация крупными компаниями прав на разработку месторождения.

6)Необходимость гибкого налогообложения.

1. В настоящее время в РФ правовое положение недр как объектов публичной собственности четко не закреплено. В Конституции РФ не указано, что природные ресурсы должны служить удовлетворению общих потребностей всех граждан РФ как нынешнего, так и будущих поколений, иметь особый режим оборота. Правовые отношения распространяются не на сами недра, а на участки недр, обособленные в пространственном и качественном отношении [181]. Нечеткое закрепление в Конституции РФ нормы о незыблемости государственной собственности на недра и отношение к указанному объекту как к публичному достоянию допускает возможность существования предложений ряда специалистов о целесообразности предоставления юридическим и физическим лицам не только правомочий пользования, но и правомочий по владению участком недр.

2. В законе «О недрах» не отражен вопрос о частной/публичной природе права недропользования; специально указывается, что условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Закрепление исключительного характера права собственности является по своей сути публично-правовой нормой и состоит в запрете на реализацию права распоряжения в виде отчуждения объекта права собственности. Однако на практике при самовольном пользовании недрами государство зачастую обращается к правонарушителю с частноправовыми требованиями о взыскании неосновательно полученного или о взыскании убытков в виде полученного дохода от безлицензионного пользования. Тем самым в отношениях недропользования государство признает себя участником гражданского оборота. Гражданско-правовой режим права недропользования предполагает большую защиту недропользователя, поэтому при желании увеличить размер инвестиций в недропользование законодатель будет вынужден признать за правом недропользования гражданско-правовую природу и прямо распространить на него соответствующее регулирование. Для обеспечения контроля со стороны государства, конечно, должны быть предусмотрены некоторые публично-правовые исключения, но при общем частноправовом регулировании.

3. Соглашения, опосредующие оборот участков недр, являются гражданско-правовыми. Другой вопрос, к какому договорному типу следует относить подобные соглашения. Распространена точка зрения о том, что такое соглашение является арендным, поскольку оно опосредует предоставление горного отвода в возмездное пользование. Напротив, по мнению других специалистов, горный отвод - потребляемая вещь, поскольку потребительские свойства участка недр безвозвратно утрачиваются по мере добычи полезных ископаемых. Между тем потребляемые вещи предметом договора аренды быть не могут. Однако добыча полезных ископаемых, извлечение иных потребительских свойств из горного отвода, влекущее их прекращение, не свидетельствует о потреблении участка недр как объекта гражданских прав, а значит, участок недр следует относить к числу не потребляемых вещей. Таким образом, отсутствуют теоретические препятствия для конструкции договора аренды участка недр. Также хорошие перспективы в сфере недропользования имеют концессионные договора. Дело в том, что одним из главных содержательных признаков такого договора должно быть обязательное условие осуществления концессионером предусмотренных этим договором инвестиций. И только на этих условиях концессионер получает по договору права пользования определенным имуществом. Таким образом, концессии могли бы быть использованы для решения проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический сектор экономики.

4. Одним из важных вопросов является вопрос о регулировании недропользования в совокупности с другими отраслями права, особенно это связано с землепользованием. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. Очень часто недропользование по своей сути ограничивает или делает невозможным - длительное время или кратковременно - право землепользования. Именно поэтому в настоящее время требуется четкая законодательная детализация правового режима земель, необходимых для реализации права недропользования. Представляется, что недропользователь должен быть наделен правовыми гарантиями приобретения прав на соответствующие земельные участки. В законе должно быть закреплено, что землеобладатель не вправе воспрепятствовать реализации права недропользования. Необходимо сформулировать положение об обязательности заключения договора аренды земельного участка в целях применения его для пользования недрами. В то же время принципы построения правоотношений между этими двумя субъектами должны быть также определены в нормах права. С одной стороны необходимо установить пределы возможных претензий землеобладателя относительно расчета причиненных земельному участку убытков, с другой стороны - стимулировать механизмы недропользования с причинением наименьшего ущерба земельным ресурсам. Большое значение также имеет урегулирование временной поисковой недропользовательской деятельности на землях сельскохозяйственного назначения, когда перевод таких земель не представляется обоснованным.

5. Следующая проблема – проблема монополизации. Об этом говорили многие специалисты, предлагающие редакции закона «О недрах». Необходимо ввести некоторые ограничения в проведении аукционов для того, чтобы право пользования участками недр приобреталось не только крупными компаниями и «про запас», но также и предприятиями малого и среднего бизнеса, которые могли бы их разработать, но которым зачастую не хватает средств для победы на аукционе.

6. И последняя выделенная проблема – это налог на добычу полезных ископаемых. Этот налог необходимо дифференцировать в зависимости от сложности месторождений и горно-геологических условий, чтобы стимулировать компании разрабатывать сложные месторождения.

Недра представляют собой интерес как для частных лиц и крупных компаний, так и для государства – носителя публичной власти. Но главное, недра и их полезные свойства являются незаменимым источником ресурсов и объектом, приносящим немалый доход. Поэтому наше законодательство должно сформировать четкие принципы пользования недрами для дальнейшего развития нашего государства.

Почти то же самое, но короче, тут: http://www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/52.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: