В уставе Святослава Ольговича названа Онежская княжеская земля, во главе которой стоял княжеский «домажнрич» (управляющий. — Б. Г.), у которого есть особая княжеская касса, независимо от центральной княжеской кассы («клеть») при княжем дворе. Домажирич собирает на Онежской территории виры и продажи. В той же грамоте ниже названо много погостов и других мест, с которых в пользу Новгородской Софии должна была итти десятина, но уже не от вир и продаж, а от княжеских даней, которые при систематической повторяемости довольно рано превратились либо в государственную подать, либо, как, повиднмому, в данном случае,—вдокапиталистическую земельную ренту.
Ясно, что этот перечень охватывает не всю Новгородскую территорию, а лишь некоторую ее часть.
Уже в начале XIX века было обращено внимание на то, что в нашей древности, говоря современным языком, бюджет княжеского двора отделяется от государственного бюджета. На княжеские нужды, на содержание его двора идет '/з доходов-даней, а [155]/3 идут на государственные потребности. Ольга брала J/3 дани с древлян на свой двор, сосредоточенный в Вышгороде, 2/3 шло на Киев. Ярослав н другие новгородские представители власти киевского, князя уплачивали а/3 даней в Киев, а х/3 оставляли себе. Мстислав Удалой взял дань с чуди и 2/3 отдал новгородцам, а '/3 роздал своим дворянам, т. е. двору1. Если это так, то в перечне Святославовой грамоты мы можем видеть либо ту часть новгородских погостов, на доходы с которых содержался княжеский двор, либо, что кажется мне более вероятным, княжеские вотчины. С этих своих вотчин князья н давали десятину на содержание Софийского храма. Голубинский доказал, что десятина была положена не на всех людей, а лишь на «одних вотчинников, которые владели недвижимыми имениями и получали с имений оброки»2. Как Владимир установил для Десятинной церкви киевской ют именья своего и от град своих» (укрепленных дворов-замков. —Б. Г.) десятую часть, так и Ярослав после Владимира «ины церкви ставяше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от именья своего урок».
Земельные владения новгородских князей, которые они унаследовали, несомненно, от древнейших времен, по своим размерам очень велики, а по составу, как и по историческому своему происхождению, сложны и очень интересны. Состоят они из oi/гельных погостов, у которых до перехода их в княжеское владение, может быть, были свои еще более давние владельцы, по именам которых онн назывались и продолжали называться и после их окняжения. Окняжение этих земель произошло либо до Ярослава, либо при Ярославе, если судить по княжеским «знакам собственности» Б. А. Рыбакова. Ои констатирует факт находки в южном Прнладожье бляшки со знаком киевских князей. Бляшка найдена в могиле, где был погребен дружинник, пови- димому, принадлежавший к дружине князя Ярослава, а может быть, и его отца, поскольку вещи в могиле относятся к середине X века, а знак, как говорит Б. А. Рыбаков, только «очень близок к знаку Ярослава»[156].
Во всяком случае одно из возможных объяснёний названий — Волдутов погост, Тудоров, Ивань-погост, Ракуль, Чудин, Спир- ков и др. состоит в том, что либо погосты этн названы по именам своих владельцев, либо имена владельцев произошли от названий их владений, примеров чему имеется сколько угодно и на Западе и у нас. Может быть, эти личные имена частью принадлежали местной знатн, «чудским старшинам», как думал М. К. Любавскнй. Но ведь и некоторая доля «чудских старшин» влилась в состав новгородского, а потом и киевского боярства, например, боярин Чу- дии (ср. погост Чудин в грамоте Святослава Ольговича), как нам хорошо известно, обосновавшийся в Киеве до 945 г. (под этим годом упоминается его двор в Киеве, построенный на месте бывшего княжеского).
Обращаю внимание на совпадение имен нескольких новгородских крупных землевладельцев-бояр с именами тех, которые посылали своих уполномоченных в Византию в 944 г. Это Тудор, Спирк (Сфнрк). В договоре 911 г. упомянут Лидул, весьма напоминающий Лигуя (грамота Святослава). Нет ничего невероятного в том, что несколько крупных новгородских знатных фамилий (они могли иметь владения не только в Новгородской земле, но и южнее) участвовали в большом политическом предприятии вместе со своими князьями Олегом и Игорем, новгородцами по происхождению, как, очевидно, не без основания уверяет нас летописец.
Конечно, это только догадки, которые заслуживают внимания лишь потому, что онн находят подтверждение в других фактах княжеского и боярского землевладения X века. Среди имен, связанных с названиями северных погостов, кроме одного Ивана, христианских имен нет, а многие из имен, весьма вероятно, не славянские имена, что так понятно для Новгорода с известной пестротой его этнических элементов.
Некоторые из имен (Искусеви — Jskusewi, Каницар — Kani- zar, Апубьксар — Pubjinksar) признаются эстонскими (чудскими)
Я совсем не склонен умалять значение промысловых угодий ни в X и XI, ни в более поздние века, но не они делали в это время погоду. Не опровергает моих положений и тот известный всем факт, что князья и бояре древней Руси в X—XI веках имели много золота, серебра, дорогих мехов и тканей, получаемых ими не из сельского хозяйства, а попадавших к ним либо в качестве военной добычи, либо путем торговли в обмен не на произведения сельского хозяйства, а на продукта пушной охоты и бортничества. Если летописец нисколько не преувеличивает, то можно даже удивляться количеству этих сокровищ. Под 1158 г., например, мы имеем следующую запись: «Сий бо Ярополк вда всю жизнь свою, Небльскую волость и Деревьскую и Лучьскую и около Киева; Глеб же вда в животе своем,с княгинею,600 гривен серебра, а 50 грнвен золота; а по княжи животе княгини вда 100 гривен серебра, а 50 гривен золота; а по своем животе вда княгини 5 сел и с челядью, н все да и до повоя»[157].
Размеры находимых древнерусских кладов как будто подтверждают эти сообщения летописи.
И тем не менее все этн факты объясняются очень просто тем, что территория, занятая восточным славянством, рано стала ареной деятельности торгового капитала стран как азиатского Востока, так и скандинавского Севера и греческого Юга.
Однако основной материальной базой новгородской и киевской знати были не движимые ценности, а земля. Не случайно летописец, сообщая о вкладе князя Ярополка в монастырь землн («Небльская волость и Деревская н Лучская, и около Киева»), говорит, что князь в монастырь «вда всю жизнь свою»2, т. е. называет землю основой имущественного положения князя. В этой связи факты, случайно разбросанные в «Повести временных лет», уже не представляют никакой загадки.
Княгине Ольге, несомненно, принадлежало село Ольжичи («и есть село ее Ольжнчи и доселе»), Вышгород был городом (замком) той же княгини Ольги3. Ей же принадлежало село Будутино, куда она сослала свою провинившуюся ключницу Малушу. По аналогии вспоминается тут и Будятнна пристань в Новгороде. Будята, или Будута, несомненно, богатый новгородец, владелец судов, пристани и в то же время, вероятно, и землевладелец.
У Рогнеды был город Изяславль, а, перед тем как она вместе со своим сыном получила этот город, Владимир отвел ей одно из своих имений. Иначе нельзя понять текста «Повести временных лет», где говорится, что Владимир одну из своих жен, полоцкую княжну Рогнеду, «посади на Лыбеди, иде же ныне стоить сельце Предславино»4. От Рогнеды Владимир имел шестерых детей, и, конечно, он позаботился о том, чтобы устроить ее с удобствами. У Рогнеды, несомненно, был на Лыбеди настоящий «двор» со штатом слуг и прочими обычными принадлежностями. Имение это, весьма вероятно, потом перешло к дочери Владимира Предславе, рожденной от Рогнеды, и стало называться Предславино. Более правдоподобное толкование этого летописного предания едва ли возможно.
Берестово было подгородным княжеским селом Владимира[158]. Под Новгородом уже в конце X н начале XI века было княжое село Ракома, куда ездил князь Ярослав в ту ночь, когда новгородцы избили варягов на Парамони дворе[159].
Это все факты, совершенно случайно дошедшие до нас от X века. Летописец не ставил себе задачи осветить вопрос о княжеском и боярском землевладении. Говорил он о княжеских селах тогда, когда требовалось это по ходу его рассказа о событиях совсем иного характера. Тем убедительнее должны быть эти попутно вставляемые замечания летописца.
Пресняков тоже считает боярское землевладение явлением старым. Он указывает на то, что «упоминания о боярских селах случайны н немногочисленны, но это — упоминания мимоходом, как о явлении обычном»[160]. У нас есть полное основание признать мысль Преснякова совершенно правильной. Упоминания о княжеских селах X века — только слабые намеки на общественное явление, имевшее значительное распространение в жизни этого и значительно более раннего времени.
Фактический материал XI—XII веков значительно богаче. У Изяслава Ярославича под Дорогобужем, повидимому, было имение до составления «Правды» Ярославичей, т. е. до середины (приблизительно) XI века. Там дорогобужцы убили его конюха[161].
В 1087 г. по поводу смерти Ярополка Изяславича летопись говорит: «Ярополк (конечно, при жизни. — Б. Г.) десятнну дая от всих скот своих святей богородици, и от жнта»[162]. Князь Мстислав в 1096 г., считая войну законченной, «распусти дружину по селом»0. Владимир Мономах проявлял большую заботливость о хозяйстве в селах, как видно из его «Поучения». «Куда нее ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чюжнм, ни в селах, ни в житех, да не кляти вас иачнуть»'. В житии преп. Евфросинии называется не позднее,1128 г. княжеское сельцо около Полоцка", в 1146 г. упоминаются княжеские села в земле северянв 1150 г. — в Смоленском княжестве[163]. Любеч и Чернигов были окружены в XII веке княжескими селами, у Андрея Боголюбского в Ростово-Суз- дальской земле был город-замок Боголюбов и много «слобод купленных и сел лепших». В том же XII веке неоднократно встречаются известия о разорении сел боярских[164]. От владимирского епископа Федорца «много пострадаша человеци... и сел избыша, оружья и конь...»[165].
В 1128—1132 гг. князь Мстислав Владимирович и сын его Всеволод пожаловали Юрьеву монастырю село Буйце «с данию и с вирами и с продажами»[166]. Смоленский князь Ростислав Мстнславич дал в 1150 г. несколько сел Смоленской еписко- пин[167]. Киязь Ярополк дал в монастырь волости Небльскую, Деревскую и Лучскую,. а дочь его завещала туда же 5 сел с челядью[168]. Князь Андрей Боголюбский заложил церковь во Владимире, между прочими дарами пожаловал ей «свободы купленыя и з даньмн, и села лепшая»6. В 1192 г. Варлаам Хутынский дал «св. Спасу землю, и огород, н ловища... и пожни»[169].
В 1171 г. Владимир Мстиславич, хитростью овладевший Дорогобужем по смерти Владимира Андреевича, говорил своей дружине: «целую к вама крест и к княгини вашей, якоже нн на вас не позрети лнхом, ни на ятровь свою, ни на села ее»[170]. А в 1150 г. князь Изяслав в обращении к своей дружине говорит о владении дружинниками землей, как о явлении обычном, само собою разумеющемся: «вы есте по мне из Рускые земли вышли, свонх сел и своих жизний лишився». Здесь дружинник мыслится именно в качестве землевладельца
Под 1177 г. сообщается, что в Суздальской земле сожжены «села боярскне»[171]. В 1146 г. киевляне «разграбиша... домы дру: жнны Игоревы и Всеволоже, и села, и скоты»[172].
В 1209 г. новгородцы созвали вече на посадника Дмитра и на его братьев, а после этого зажгли нх дворы, «а села их рас- продаша и челядь»[173]. Конечно, не сам боярин Дмитр, убитый в 1209 г., и даже не его отец приобретал и осваивал эти села. Перед намн наследственное имущество старого боярского рода.
У Святослава Ольговича на Путивле было большое село, о котором случайно мы знаем некоторые детали: во время нападения на него в 1146 г. неприятель забрал многое множество всякого товара: «И ту двор Святославль раздели на 4 части, и скотьнице, и бретьяннце, н товар, иже бе не мочно двигнути, и в погребех было 500 берковьсков меду, а вина 80 корчаг; и церковь св. Вознесения всю облупиша, сосудысеребряныя и индитьбе, и платы служебный, а все шито золотом, и кадельнице две, н кацьи, и еуангелне ковано, и книгыи колоколы; и не оставиша ничтоже княжа, но все разделиша и, челяди 7 сот»х.
«Добре устроенный» двор князя Игоря, брата Святослава, довольно подробно изображается в той же летописи: «но идоста на Игорево селце, ндеже бяше устроил двор добре; бе же ту го- товизни много, и в бретьяницех, и в погребех внна н медове, и что тяжкого товара всякого, до железа и до медн, не тягли бя- хуть от множества всего того вывозити. Давыдов'ича же повелеста нмати на возы собе и воем, и потом повелеста зажечи двор и церковь св. Георгия, и гумно его, в нем же бе стогов 9 со». Эти дворы, конечно, возникли не в начале XII века, а значительно раньше2.
Новгородский летописец в конце XI века, вспоминая прошлое и сравнивая его с настоящим, утверждал, что в старое время князья и дружинники добывали богатство главным образом войной с чужими народами, а свои имения не эксплуатировали чрезмерно. Сейчас. дело переменилось. Эксплуатация своих имений стала главным источником обогащения, с чем связано и насилие над своими соотечественниками. Летописец осуждает этот образ действий своих современников и говорит, что именно за это навел бог на русскую землю «поганые», «а и скоты наши и села наша и имения за теми суть»3. Он, стало быть, тоже подчеркивает наличие земельных владений у господствующих классов как в XI веке, так и значительно раньше. Только в древние времена землевладельцы-де вели себя по отношению к своим подданным лучше, поэтому и имений у них никто не отнимал, что случилось позднее в наказание за их непохвальное поведение. Таков смысл рассуждеиня летописца.
Церковь на Русн с момента своей организации начинает владеть недвижимым имуществом. Мы имеем очень интересный факт, на который историки мало обращали внимания. Это — способ обеспечения первого русского митрополита. Владимир Святославич после крещения Руси, как известно, пригласил из Греции митрополита. Митрополит поставлялся для Киева («...взя у... патриарха у Царьградского первого митрополита Киеву»), Более чем естественно, что местом служения русского митрополита являлся Киев. Но, как нам известно, первому митрополиту был дан город Переяславль на Днепре. Совершенно справедливой считаю догадку Голубинского, что Владимир дал митрополиту этот город, «чтобы таким образом сделать его (митрополита. — Б. Г.) своего рода князем»[174], т. е. чтобы поставить его в одинаковое положение с высшей русской знатью, которая без земельных владений тогда уже не мыслилась.
Киево-Печерский монастырь в XI веке владеет селами. В житии Феодосия Печерского приводятся факты, говорящие не только о том, что сел этих было немало, но и о том также, что села эти эксплуатировались, что там для этого сидела монастырская администрация. Феодосий перед своей смертью собрал всю братию — «и еже и в селах или на иную кую потребу от- шли» и стал наставлять, «еже пребывати комуждо в порученной ему службе со всякымь прилежаниемь»2. Служба в селах, стало быть, обычное дело для братин Печерского монастыря в XI веке. Значит, там велось сельское хозяйство, хотя собственное барское хозяйство было весьма небольших размеров. Села Печерского монастыря были не бедны. Одно нз сел привлекло внимание «разбойников». Почему тем не менее монахи этого монастыря доходили иногда до бедственного положения и буквально не зналн, что им придется есть завтра, — разгадать довольно трудно. Возможно, что автор жития Феодосия сообщает факты, взятые из того времени, когда монастырь был еще беден. Но всего вероятнее, что автор жития нашел для себя полезным несколько сгустить краски относительно бедности монастыря при жизни Феодосия.
Села в качестве базы существования феодалов в XI веке были настолько обычным явлением, настолько ценились землевладельцами, что лишение их приравнивалось, как мы уже видели, к потере источника жизни; иногда это бедствие сравнивается с бедствием потери любимых детей. Феодосий выразил эту мысль совершенно отчетливо: когда ему грозило заточение, он был совершенно спокоен н мотивировал свое состояние духа тем, что у него нет сильных привязанностей в мире («егда бо богатество, имению лишениа нудить мя нли дети отлучение или сел опечалуеть мя»).
В рассказе о Печерском монастыре говорится о «пожаловании» монастырю князем Изяславом горы в то время, когда села у монастыря уже были; находим также известие о даче боярином Ефремом сел в монастырь.
Итак, для XI века мы имеем достаточно убедительные сведения и о светском и о церковном землевладении. Факты того же рода от XII века значительно обильнее. Все они говорят с несомненностью о том, что князья, бояре, церковь, т. е. правящие верхи славянского и неславянского общества, объединенного под гегемонией Киева, были связаны с землей,, хотя богатели далеко не всегда от земли. Тем не менее именно землевладение становилось все более и более важной базой, выделявшей эти
верхи нз массы; оно же давало возможность и всяких иных приобретений. Дальнейший рост землевладения шел по линии укрупнения землевладения, увеличения числа землевладельцев и изменения формы земельной докапиталистической ренты. В этом отношении XIII—XIV века, конечно, сильно отличаются от IX—XI веков. Меняется также и характер хозяйства и форма эксплуатации зависимого населения. Нисколько не отрицая эволюции в этой области и всемерно ее подчеркивая, я не имею возможности точно датировать ее этапы и сейчас указываю лишь на факты, с которыми не считаться нельзя.
Несмотря на то, что от XI века у нас очень мало данных, говорящих о распоряжении землей, тем не менее, поскольку они все же есть, поскольку частная собственность на землю в IX и в XI веках находится вне сомнения, мы вправе предположить, что землевладельцы своей землей распоряжаются по своему усмотрению.
Это право распоряжения землей сформулировано в Пространной «Правде», в ст. 91: «О заднице боярьстеи и о дружьнеи. Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця не ндеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть»[175]. Очевидно, было время, и может быть не так давно, когда княжеский двор в смысле людского состава жил на иждивении князя. Времена изменились: не только боярство стало классом землевладельческим, но и дружина. Все землевладельцы получили право распоряжаться своей землей. Пространная «Правда» в перечне наиболее частых •> судебных процессов называет и процесс о «ролейной земле»[176]. Прекрасно и с необычайной для «Правды» подробностью разра- 1 ботанное законодательство о наследовании земли по завещанию и закону говорит о том же[177].
Вслед за указанием на то, что бояре н дружинники имеют право распоряжаться своей землей, идет несколько статен в развитие этого положения. «Аже кто умирая разделить дом свой детей, на том же стоятн...» (ст. 92); «Аже жена сядеть по мужи, то иа ню часть дати...» (ст. 93). «Дом» — это и есть вотчина. Тщательность и продуманность разработки этого сюжета говорят о большой заинтересованности землевладельцев в правах на свои вотчнны.
Отсюда следует вывод: 1) количество землевладельцев ра- ■ стет; 2) земля делается все более значительной ценностью; 3) отношение к земле различных классов общества делается более сложным: выявляются черты собственности, характерные для феодального общества.
Это обстоятельство нельзя забывать, несмотря на весь блеск золота, шелков, драгоценных камней и других «сокровищ»,
хранимых в кладовых у «сильных мира сего». В этом случае неизбежно приходят на память слова немецких послов, прибывших в 1075 г. к князю Святославу, приведенные летописцем, правда, со специальным назначением, но тем не менее весьма характерные. Святослав «величался», показывая им свое богатство. «Они же видевше бещисленое множьство, злато и сребро и паволокы реша: «Се ни в что же есть, се бо лежить мертво. Сего суть кметье луче; мужи бо се дошцють и больше сего»[178]. Пусть оин этого на самом деле и не говорили, пусть летописец сам вложил эти слова им в уста, для того чтобы удобнее сделать свой собственный вывод о предпочтительной ценности дружины, — все равно, мысль высказана верная и для того времени весьма характерная. Все эти сокровища действительно лежали втуне. Земельная докапиталистическая рента была скромнее, но зато надежнее мертвых сокровищ, потому что ей принадлежало будущее. Сельское хозяйство мелкого производителя и эксплуатация этого последнего крупным землевладельцем во всяком случае были фактом ведущим уже и тогда.
Однако не нужно думать, что в XI веке княжеская, церковная или боярская вотчины уже успели приобрести тот хорошо знакомый нам образец вотчины, который мы имеем в XIV—XV веках в писцовых новгородских книгах, в духовных завещаниях князей н бояр в договоре Юрьева монастыря с крестьянами Роби- чинской волости[179] и в других наших источниках XIV—XV веков. Так думать было бы большой ошибкой.
Вотчина XI века отличается от вотчины XIV века и своей организацией, и характером зависимости непосредственных производителей, работающих на своего хозяина-вотчинника, и формой земельной докапиталистической ренты, взимаемой с зависимых от вотчинника людей, и, наконец, своим хозяйственным и политическим значением.
До XV века вотчина в своем развитии прошла большой путь. Но уже самым своим возникновением она сыграла решающую роль в истории сельского населения: 1) она ясно обозначила грань между классом привилегированных землевладельцев и массой сельского населения, продолжавшего жить в своих общинах; 2) владельцы вотчин заняли значительные пространства общинной земли и подчинили себе сидящих на этой земле общинников-земледельцев; 3) они же привлекли к себе значительную часть земледельцев, вынужденных покинуть общину, и превратили их в зависимых от себя людей.
Таким образом, оформились три основные слоя сельского населения: 1) крестьяне-общинники, еще ие попавшие под власть феодала; 2) крестьяне-общинники, очутившиеся вместе со своей землей под властью феодала; 3) люди, оторванные от общины, лишенные средств производства, в силу чего оказавшиеся на чужой'земле в качестве зависимой от феодала рабочей силы. Каждый из этих слоев сельского заселения имеет свою особую историю. Непризнание различий в судьбе двух последних разновидностей сельского населения явилось источником очень многих заблуждений в трактовке всего вопроса в целом.
' Чтобы познакомиться с двумя последними категориями зависимого от феодала населения, необходимо ближе всмотреться в организацию крупной феодальной вотчины на Руси X—XII веков.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРУПНОЙ: вотчины JX —ХП ВЕКОВ
Совещание Ярославичей — Изяслава, Святослава, Всеволода и их мужей, — на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал и для суждения об организации древнерусской вотчины. Совещание происходило, повидимому, после смерти Ярослава, т. е. вскоре после 1054 г.[180]
Мы можем только догадываться о причинах, вызвавших это совещание. Результаты же его налицо. Это так называемая «Правда» Ярославичей.
В Пространной «Правде» имеются указания:, способные пролить некоторый свет на темные стороны интересующего нас совещания князей и их бояр: «По Ярославе же паки совокупивше- ся, — читаем в Пространной «Правде», — сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати, а ино все, яко же Ярослав судил, тако же и сынове его уставиша».
Здесь как будто довольно ясно указана главнейшая цель совещания. Она заключалась в том, чтобы пересмотреть систему наказаний и окончательно отменить отмирающую месть, и раньше уже поставленную под контроль государственной власти. Эта система действительно была пересмотрена, и месть официально ликвидирована. Остальное все, что было при Ярославе, осталось нетронутым и при его детях. Это очень важное замечание. Весь вопрос, к какой части «Прдвды» оно относится: к древнейшей ли ее части, которую мы не без основания считаем «Правдой», данной Ярославом новгородцам, или же не только к ней. Какое бы предположение мы ни высказали, оно будет одинаково гипотетичным. Конечно, «спокойнее» оставить вопрос без ответа, но едва ли это будет лучшим выходом из создавшегося положения.
Мы имели возможность убедиться в том, что киязья н бояре владели земельной собственностью в X веке (несомненно, и раньше). Следовательно, Ярослав застал и в Новгороде и в Киеве княжеские вотчииы уже существующими и, конечно, так^ или иначе организованными. Несомненно, для ведения хозяйства в княжеском именин должны были быть люди: администрация и непосредственные производители различных специальностей.
Особенно много думать об изменении давно налаженного уклада, очевидно, не приходилось, если дети Ярослава оставили тут все основное, «якоже Ярослав судил». Правда, дети его не были в этом отношении совершенно пассивными. Изяслав, например, «судил» убийц своего старшего конюха, которого убилн дорогобужцы. Это было до совещания князей. Судебное решение Изяслава на совещании было признано правильным и вошло в новый законодательный сборник. Убийство дорогобуж- цами изяславова конюха предполагает наличие поблизости к До- рогобужу или даже в нем самом княжеского имения.
Таким образом, мы как будто получаем некоторую ориентировку относительно времени, отображенного в «Правде» Яросла- вичей. Это ие только время Ярославичей, но и время Ярослава, т. е. первая половина XI века.
Так как для нас очевидно, что вотчинная организация слагалась в течение достаточно длительного времени, то мы нисколько не сомневаемся, что данные начала XI века вполне могут характеризовать и структуру тех княжеских вотчин X века, о которых мы имеем сведения в летописях, а также и тех боярских вотчин, о наличии которых говорят договоры с греками начала и первой половины того же, X века, а следовательно, и IX века.
Во избежание справедливых упреков в произвольном пользовании хронологически разновременными материалами попробуем сначала восстановить основные черты древнерусской вотчины'исключительно по материалам «Правды» Ярославичей.
Центром этой вотчииы является «княж двор» (ст. 38 Академического списка), где мыслятся прежде всего хоромы, в которых живет временами князь, дома его слуг высокого ранга, помещения для слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей и холопов, разнообразные хозяйственные постройки — конюшни скотный и птичий дворы, охотничий дом и др. '
Во главе княжеской вотчины стоит представитель князя — боярин-огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины и, в частности, сохранность княжеского вотчинного имущества. При нем, повидимому, состоит сборщик причитающихся князю всевозможных поступлений — «подъездной княж»[181]. В распоряжении огнищанина находятся тиуны. В «Правде» назван также «старый конюх», т. е. заведующий княжеской конюшней и княжескими табунами коней.
Все^ти лица охраняются установленной той же «Правдой» удвоенной 80-гривеиной вирой, что говорит об их привилегированном положении, Это — высший административный аппарат княжеской вотчины. Дальше следуют княжеские старосты — «сельский» и «ратайный». Их жизнь оценивается только в 12 гривен. Они, несомненно, люди зависимые. Как распределяются их функции, мы точно сказать не можем, но нх роли в значительной степени определяются содержанием терминов «сельский» и «ратайный». Сельский староста, повидимому, выполнял функции наблюдения за населением вотчины, являлся исполнителем распоряжений высшего административного ее аппарата. Что касается ратайного старосты, то, поскольку ратай — пахарь, ратайиый — пашенный, у нас неизбежно возникает предположение, что на обязанности ратайного старосты лежит наблюдение за пашней; а так как речь идет о княжом старосте и княжеской вотчиие, то естественно предположить здесь наличие княжеской пашни, т. е. княжеской барской запашки. Данное предположение подтверждается и тем, что эта же «Правда» называет межу н назначает за ее нарушение непомерно высокий штраф, по штрафной сетке следующий за убийством человека; «А иже межу переорет... то за обиду 12 гривен» (ст. 34). Столь высокий штраф едва ли может относиться к крестьянской меже (за кражу княжеского коня — 3.гривны, за «княжую борть» — 3 гривны). У нас есть все основания признать в княжеской вотчине наличие княжеской пашни.
Эти наблюдения подтверждаются и темн деталями,, которые рассыпаны в разных частях «Правды» Ярославичей. Тут называются — клеть, хлев и полный, обычный в большом сельском хозяйстве, ассортимент рабочего, молочного и мясного скота и обычной в таких хозяйствах домашней птицы. Тут имеются: кони княжеские и смердьи (крестьянские), волы, коровы, козы, овцы, свиньи, куры, голуби, утки, гуси, лебеди и журавли.
Не названы, но с полной очевидностью подразумеваются луга, на которых пасется скот, княжеские и крестьянские кони.