Институциональные основы управления персоналом
Стукен Татьяна Юрьевна stuken@mail.ru Экзамен: 40 % + 60 %
Вопросы:
1) Неоклассический экономический подход к исследованию рынка труда
2) Понятие института и его функции
3) Ситуации, приводящие к взаимодействию институтов
4) Взаимодействие формальных и неформальных институтов
1. Неоклассический экономический подход к исследованию рынка труда
Экономика рассматривает взаимодействие на рынке труда как взаимодействие спроса и предложения на труд.
Регулирующий механизм неоклассического экономического подхода: ценовой механизм (равновесие между спросом и предложением)
Неоклассический подход: принцип максимизации полезности
Рациональное поведение в экономике – стремление к максимизации прибыли
Закон убывающей производительности: начиная с определенного момента, каждый последующий работник менее производителен, чем предыдущий
Существуют ограничения теории «спроса-предложения» на труд:
1) математическая модель предполагает рациональный, алгоритмизированный просчет (соотношение труда и досуга)
2) люди редко ставят цели максимизировать или оптимизировать полезность, выгоду
3) перед человеком стоит выбор из многообразия факторов, альтернатив (учет всех на практике невозможен)
4) проблема оппортунизма (преследование личной выгоды с использованием коварства)
5) несовершенство информации на рынке
6) неоднородность труда как товара (не существует двух одинаковых работников и двух одинаковых рабочих мест)
7) особенности восприятия
Институты – более эффективный механизм координации деятельности людей.
2. Понятие института и его функции
Институт (Дуглас Норт) – это «правила игры» или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми и включают неформальные ограничения и формальные правила, а также механизмы, обеспечивающий их выполнение (санкции).
Институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей.
Задание: обозначить институты действующие в студенческой группе (формальные или неформальные) и санкции (т.е. механизмы, которые контролируют выполнение этого правила).
Институты имеют значение, т.к. позволяют максимально эффективно организовать взаимодействие между людьми.
3. Ситуации, приводящие к возникновению институтов:
Институты призваны поддерживать порядок и сократить неопределенность обмена, решить проблему взаимодействия и минимизировать затраты на ее решение.
Ситуация «дилемма заключенных»
В | |||
Сознаться | Молчать | ||
А | Сознаться | -5;-5 | -10;0 |
Молчать | 0;-10 | -1;-1 |
достижение оптимального решения