Тема 5. Логопедическое обследование

1.Особенности речевых нарушений.

2. Схема логопедического обследования.

3. Методический материал для проведения логопедического обследования.

4. Образец заключения по результатам логопедического обследования.

Логопедическое обследование предполагает определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространённым нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Нарушение произносительной стороны речи может проявляться в различной степени – это единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стёртая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твёрдого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов. Нарушения лексико-грамматического строя проявляется в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи. Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.

Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в логокабинет ПМПК, состоит в трудностях письменной речи: нарушения чтения и письма.

Схема логопедического обследования: беседа о цели посещения, жалоб родителей и ребёнка; ознакомление с педагогической документацией; выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребёнка (моторный, речевой, психический); проводится объективное исследование ребёнка – устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком; исследуются невербальные функции (изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого); исследуются сукцессивные (от англ. Successive - последующий, следующий один за другим) способности; исследуется предметный гнозис (узнавание); исследуется буквенный гнозис и праксис (действие); исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок); исследуется импрессивная речь; исследуются фонематические процессы; исследуется экспрессивная речь; исследуется состояние связной речи; исследуется динамические характеристики речи (темп, интонация, выразительность и др.); анализируется состояние письменной речи; исследуется навык чтения; составляется логопедическое заключении и формулируются рекомендации.

Методический материал для проведения логопедического обследования:

- материал для исследования фонетической стороны речи (предметные картинки; речевой материал);

- материал для исследования фонематической стороны речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям);

- материал для исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов; картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку);

- материал для исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок – 2, 3, 4, 5 – для разных возрастных групп);

- материал для исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал;

предметные и сюжетные картинки);

- материал для исследования состояния письменной речи (тексты для чтения; слоговые таблицы; тексты диктантов и изложений; печатные и рукописные тексты для списывания). Образец заключения по результатам логопедического обследования - впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: