1.Схема сурдопедагогического обследования.
2. Методические материалы для проведения сурдопедагогического обследования.
3. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением слуха.
Даже незначительное снижение слуха, возникшее у ребёнка в раннем детстве, может помешать нормальному развитию речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно сказаться на его судьбе.
Эффективность лечения, медицинская, сурдопедагогическая и социальная реабилитация во многом зависят от своевременной и ранней диагностики нарушений слуха у детей.
Схема сурдопедагогического обследования:
- устанавливается цель посещения, жалобы родителей и детей;
- производится ознакомление с документацией (история развития ребёнка; аудиограмма, если установлено снижение слуха; педагогическая характеристика сурдопедагога);
- изучается акушерский анамнез и анамнез развития ребёнка;
- выясняется характеристика речи ребёнка до потери слуха;
|
|
- изучаются сведения об обучении в школе и его длительности; состояние слуха ребёнка по последней аудиограмме;
- осуществляется обследование ребёнка (устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком; проводятся наблюдения за поведением);
- оценивается состояние двигательной сферы;
- исследуется познавательная деятельность;
- исследуются основные психические процессы (внимание, память, мышление);
- исследуются временные и пространственные представления;
- исследуется состояние элементарных математических представлений и знаний по программе;
- проводится исследование экспрессивной речи;
- проводится исследование чтения, понимания прочитанного, ответы на вопросы;
- осуществляется исследование письма;
- определяется ведущая рука (пробы А.Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество);
- устанавливается, слухопротезирован ли ребёнок и пользуется ли слуховым аппаратом; выявляются проблемы в использовании слухового аппарата;
- составляется заключение;
- формируются рекомендации.
Методические материалы для проведения сурдопедагогического обследования: предметные картинки; сюжетные картинки; серии сюжетных картинок (2, 3, 4, 5); разрезные картинки или кубики; однородные предметы или картинки с изображениями, отличающимися по какому-либо признаку; мягкие игрушки, матрёшки; геометрические фигуры; доски Сегена; тематические предметные картинки на проверку знаний обобщающих понятий; палочки для проверки навыков счёта, для выкладывания фигур по образцу; нелепицы «Чего не бывает?»; «Лишний предмет»; различные лото; куклы разного размера; фломастеры, цветные карандаши; разнообразный счётный материал; парные картинки; таблички; цифры, буквы; музыкальные игрушки (барабан, бубен, гармошка, дудочка, шарманка, резиновые звучащие игрушки); программы детских садов и школ для детей с нарушениями слуха; учебники и учебные пособия; звукоусиливающая аппаратура фронтального и индивидуального пользования; аудиометр. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением слуха и и подробная схема сурдопедагогического обследования - впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
|
|