Исходный уровень готовности детей с нарушениями зрения к обучению пространственной ориентировке

Название разделов схемы обследования Вопросы и задания Примерный уровень сформированности умения Примечание педагога
       
       
       
       

Оценка уровня сформированности навыка производится в соответствии со следующими категориями:

0 уровень – задание не выполнено;

I уровень – при выполнении задания допускались грубые ошибки или требовалась значительная словесная или действенная помощь со стороны педагога;

II уровень - задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;

III уровень – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

Программа обучения пространственной ориентировке: формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах; обучение приёмам и способам ориентировки в пространстве (на рабочем месте, за столом, в тетради, учебнике и т.д.); формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём; обучение незрячих учащихся младших классов ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; ознакомление слепых учащихся с приёмами и способами ориентировки с помощью вспомогательных средств.

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя семь разделов:

- развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира;

- формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;

- ориентировка в микропространстве;

- обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений;

- формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке;

- совместная ориентировка со зрячими;

- ознакомление с приёмами пространственной ориентировки с помощью трости.

Содержание этих разделов и полнота могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся.

Методические материалы для проведения тифлопедагогического обследования: набор предметов, предметных картинок с тифлопедагогической доработкой тифлопедагога по обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям; набор сюжетных картинок; разрезные картинки; набор картинок по развитию речи (Л.И. Плаксиной); картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по система Брайля); набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространственных представлений; касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шеститочия, азбука по системе Брайля; фланелеграф; альбом по развитию зрительного восприятия, тесты по развитию зрительного восприятия; набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия; коллекция запахов и фломастеры с различными запахами; кассета с аудиозаписями шумов большого города; набор для обводки предметов по контуру; подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зрения и написанные шрифтом Брайля; приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением зрения и подробная схема тифлопедагогического обследования - впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: