3.2.1. Концепция соответствия.
Классическое понимание истины как соответствия слов и мыслей явлениям восходит к Платону. Аристотель сформулировал классическую концепцию: истина это соответствие не между понятиями и объективными явлениями, а между определенными утверждениями и объективным положением дел. Например, высказывание "снег бел" истинно. Если он действительно бел, и ложно, если на самом деле не бел.
3.2.2. Когерентная концепция утверждает, что установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл только в системе суждения. А в многозвенных логических конструкциях необходимо учитывать последовательность суждений. Сцепление и непротиворечивость высказываний называется когерентностью.
3.2.3. Прагматическая концепция истины (от греч. прагма - дело, действие) утверждает: надо на деле, в действии проверять суждения и не ограничиваться теоретическими суждениями.
Все три концепции фактически дополняют друг друга.
Истина как процесс.
|
|
Развитие знаний, смена теорий истины находит свое выражение в понятии " шкала истинности ". Процесс развития истины раскрывается через диалектику абсолютной и относительной истины.
| > =========================== > ============================> |
Абсолютное относительное относительная Абсолютная
заблуждение заблуждение истина истина
Рис.1. Шкала истинности.
Абсолютная истина - это неизменное, раз и навсегда установленное знание, которое не будет опровергнут никогда. Одновременно это предел к которому стремится наше знание.
На пути к этой цели достигаются относительные истины, то есть неполные и ограниченные. Это объясняется бесконечностью мира его изменчивостью, а также историческими условиями, уровнем культуры, средствами наблюдения и эксперимента. Одни относительны истины сменяются другими, более полными и глубокими. Относительность истины переходит в абсолютность. Истина это процесс.
Наука.
4.1. Сущность науки. Наука - это система объективного знания, это деятельность по выработке, систематизации и проверке знаний, это социальный институт, включающий соответствующие учреждения.
Как знание наук служит средством освоения и изменения человеком окружающего мира. Наука создает параллельный реальному миру идеальный мир, отражающий свойства и закономерности объективного мира.
4.2.Основные отличия науки от обыденного знания:
а) для постижения какого-либо класса предметов наука вырабатывает специальные языки (математический, логический, специальных символов). Каждое понятие имеет свой точный и однозначный смысл;
б) используются специальные орудия труда - научные инструменты для наблюдения, измерения и т.д.;
|
|
в) научные знания являются системными и обоснованными (в завершенной форме это теория);
г) наука отличается осознанным контролем над процедурой познания, строгие требования предъявляются к методам, способам и приемам получения знания.
4.3. Формы научного знания циклически сменяют друг друга в процессе развития конкретной науки. Выделяют следующие формы:
1) проблема - это определение того, что еще не познано, не изучено;
2) догадка - это первоначальное предположение о содержании знания;
3) гипотеза - это знание, в основе которого предположение о способе решения проблемы;
4) теория - это обоснованная и доказанная гипотеза.
Теория является высшей формой научного знания и дает знание о закономерностях и существенных связях в определенной сфере действительности. Главные законы традиционно именуются принципами.