Уровни научного знания и методы научного познания

4.5.1. Наука включает два уровня знаний:

а) эмпирический уровень дает первичную информацию на основе наблюдения;

б) теоретический уровень соответствует обобщению частных теоретических моделей в развитую теорию.

4.5.2. Соответственно выделяются две группы методов научного познания:

а) на эмпирическом (опытном уровне) выделяют:

- наблюдение (целенаправленное восприятие объекта изучения);

- описание (закрепление восприятия искусственными или естественными языками);

- измерение (сравнение предметов по сходным свойствам);

- эксперимент (вмешательство в изучаемый процесс).

Особое значение имеет моделирование. Это изучение оригинала путем создания копии, отражающей изучаемые свойства. Модели бывают по принципу упрощения (опускаются детали) и по аналогии (по подобию). Сейчас широко применяется математическое моделирование, где объект заменяется системой математических уравнений.

Моделирование часто становится основой эксперимента и средством экономии количества опытов и наблюдений.

б) на теоретическом уровне познания преобладают:

- анализ (расчленение предметов на составные части);

- синтез (соединение ранее выделенных элементов изучаемого объекта);

- индукция (переход от частных посылок к общим выводам);

- дедукция (переход от общих посылок к частным выводам;

- абстрагирование (выделение только интерпретируемых свойств и образование понятий);

- обобщение (установление общих свойств и переход от частных понятий к более общим; например, клен и липа - это лиственные деревья).

Группируются методы парно, выступая двумя взаимосвязаннымии и взаимооборачивающимися сторонами фактически одного и того же метода познания.

Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Тема 3.1. Философия и научная картина мира.

Урок 17 - 18. Философия и научная картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: