Р. Флорида


Экономическая потребность в креативности отражает- ся в формировании нового класса, который я называю «кре- ативным классом». Около 38 миллионов человек, 30 % всех работающих американцев, принадлежит к этому классу. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в науч- ной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образова- нии, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья эко- номическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Поми- мо ядра, креативный класс включает также обширную груп- пу креативных специалистов, работающих в бизнесе и фи- нансах, праве, здравоохранении и смежных областях дея- тельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капита- ла. Далее, все представители творческого класса – будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предпринимате- ли – разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные за- слуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности – технологические, культур- ные и экономические – взаимосвязаны и неразделимы.

3 Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика – XXI, С. 12–17.


Радикальное отличие между креативным и други- ми классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего клас- са платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с боль- шей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса. Разумеется, моя теория имеет свои переходные зоны и по- граничные моменты. И хотя кто-то может обнаружить недо- статки в моем определении креативного класса и основан- ных на нем расчетах, я уверен, что оно содержит куда боль- ше точности, чем существующие аморфные определения

«работников умственного труда», «символических аналити- ков» или «профессионалов и технологов».

Классовая структура США и других развитых стран яв- ляется предметом оживленных дискуссий уже более ста лет. Для массы авторов XIX и XX веков центральной темой был подъем, а затем упадок рабочего класса. Дэниел Белл и дру- гие теоретики середины и конца XX века переместили ак- цент на развитие постиндустриального общества, в котором произошел сдвиг с производства товаров на предоставление услуг. Наиболее заметная тенденция современности, наме- тившаяся еще некоторое время назад – это развитие креа- тивного класса, великого нового класса наших дней.

Причина, по которой современное общество выгляде- ло бы непривычно и странно для нашего путешественни- ка во времени, состоит в потрясающем взлете этого класса. В течение XX века креативный класс вырос в десять с лиш- ним раз, с трех миллионов человек до сегодняшнего уров- ня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 миллионов специалистов, более 12 % рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превос- ходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех,


кто работает на производстве, в строительстве или на транс- порте.

Длительный период XX века стал свидетелем подъе- ма и упадка рабочего класса, численность которого достиг- ла пика (около 40 %) между 1920-ми и 1950-ми, прежде чем начать медленно сокращаться до современного объема (око- ло четверти всей рабочей силы страны). Обслуживающий класс, охватывающий такие виды сервиса, как персональ- ный уход, общественное питание и канцелярская работа, за тот же промежуток времени постепенно вырос, сначала вдвое – с 16 до 30 % рабочей силы между 1900 и 1950 года- ми – превысив затем 45 % к 1980 году. В численном отно- шении сейчас это самый большой класс, включающий око- ло 55 миллионов человек.

Хотя количественно креативный класс уступает обслу- живающему, благодаря своей решающей экономической роли он является наиболее влиятельным. При этом он зна- чительно превосходит класс «организационного человека», которому посвящена книга Уильяма Уайта, опубликован- ная в 1956 году. Подобно управленческому классу Уайта,

«определившему американский характер» в 1950-е, креа- тивный класс задает нормы сегодняшнего дня. Однако его нормы весьма отличаются: индивидуализм, самовыраже- ние и открытость различиям ценятся больше, чем гомоген- ность, конформизм и «приспособленчество» организацион- ной эпохи. Далее, креативный класс доминирует в отноше- нии состоятельности и уровня доходов, причем в среднем его члены зарабатывают почти вдвое больше, чем предста- вители двух других классов.

Однако жертвы, на которые мы готовы пойти ради де- нег, весьма отличаются от тех, которые требовались от «ор- ганизационного человека». Очень немногие из нас всю жизнь работают на одну крупную компанию, и мы не склон- ны ассоциировать себя и свои достижения с теми, на кого


мы работаем. Мы соразмеряем финансовые соображения с возможностью оставаться собой, работать в собственном графике, выполнять интересную и ответственную работу и жить в сообществах, разделяющих наши ценности и прио- ритеты. Согласно одному широкомасштабному опросу сре- ди специалистов в области информационных технологий – сравнительно консервативной подгруппы креативного клас- са, – ответственность и интеллектуальный вызов, гибкий график и спокойная, стабильная рабочая обстановка, харак- терные для их работы, ценятся больше, чем деньги. Для пе- реворота, произошедшего в нашей частной жизни, типичны следующие цифры: по переписи населения 2000 года члена- ми «конвенциональной» нуклеарной семьи является менее одной четверти американцев (23,5 %); в 1960 этот показа- тель составлял 45 %. Вопреки распространенному мнению, эти кардинальные перемены не свидетельствуют о безответ- ственности, эгоизме и испорченности. Они подкрепляются простой экономической рациональностью. Наша жизнь за- висит от креативности, поэтому мы стараемся культивиро- вать ее, создавая благоприятные условия – так когда-то куз- нец заботился о своей кузнице, а фермер о быках, тянувших плуг. В мире различных профессий креативность не ограни- чивается креативным классом. В труде фабричных рабочих и даже самого низкооплачиваемого обслуживающего персо- нала всегда был свой творческий элемент. Кроме того, доля креативности во многих рабочих и сервисных профессиях постоянно растет – хороший пример дают долгосрочные ра- ционализаторские программы на заводах, использующие как физический труд, так и предложения и идеи работников производства. На базе этих тенденций я могу предположить, что креативный класс, находящийся пока на стадии фор- мирования, в последующие десятилетия будет продолжать расти, по мере преобразования традиционных экономиче- ских функций в более креативные виды занятости. Я абсо-


лютно уверен, и попробую доказать это в последней главе данной книги, что ключевой мерой по улучшению условий жизни безработных, малоимущих и социально незащищен- ных граждан должны стать не программы социального обе- спечения или создание неквалифицированных рабочих мест и не возврат некоторых производственных профессий про- шлого, а использование креативных способностей этих лю- дей плюс справедливая оплата труда и полная интеграция в креативную экономику.

Нарождающаяся эпоха креативности имеет свои тем- ные стороны. В отсутствии крупного предприятия, гаран- тирующего стабильность, наше положение куда более ри- скованно, чем у рабочих и корпоративных служащих орга- низационной эпохи. На работе и дома мы часто испытыва- ем или создаем сильный эмоциональный и психологиче- ский стресс. Мы нуждаемся в гибкости, но не имеем вре- мени на вещи, которых действительно хотим. Haшу жизнь наводнили технологии, которые должны были освободить нас от лишней работы. И хотя монополия на креативность не принадлежит креативному классу, он, безусловно, владе- ет львиной долей соответствующего рынка, тем самым по- новому сегментируя рынок труда и общество. Между креа- тивным и другими классами возникают существенные ли- нии разлома в результате неизбежного столкновения про- тиворечащих ценностей, подходов и желаний. Наше обще- ство, возможно, находится в процессе разделения на два или три отдельных типа экономик, культур и сообществ, кото- рые все больше отдаляются друг от друга по образованию, роду занятий и месту жительства.

Географический центр притяжения в США сместил- ся из традиционных промышленных районов к новым осям креативности и инноваций. Креативный класс сильно тя- готеет к крупным городам и регионам, предлагающим раз- нообразие экономических возможностей, стимулирующую


атмосферу и множество различных стилей жизни с их ин- фраструктурой. К ведущим креативным центрам США от- носятся главные города восточного побережья, такие как Вашингтон, Бостон и Нью-Йорк с его окрестностями, а так- же основные центры высоких технологий – район залива Сан-Франциско, Сиэтл и Остин. Здесь каждый может найти что-либо по вкусу – оживленные городские кварталы, оби- лие удобств и комфортабельные пригородные «ботаниста- ны» для технарей. Однако члены нового клacca не обяза- тельно выбирают большие города. Более мелкие, например Боулдер, штат Колорадо и Санта-Фе, штат Нью-Мексико также могут похвастаться высокой концентрацией креатив- ного класса, как и менее очевидные места – Гейнсвилл, штат Флорида; Прово, штат Юта и Хантсвилл, штат Алабама.

Преобразования в экономической географии тесно свя- заны с классовой идентичностью. Сегодняшний профес- сионал считает себя не просто корпоративным служащим или «организационным человеком», а частью общей кре- ативной массы. Поэтому профессионалы предпочитают стимулирующую креативную среду – города, которые га- рантируют не только возможности и удобства, но и терпи- мость к различиям – где они могут проявить себя и утвер- диться в своей идентичности. Они покидают старые опло- ты рабочего класса и во многих случаях пренебрегают бо- лее новыми, но консервативными городами «солнечного по- яса», все чаще отвергая места, где преобладают традицион- ные ценности и по-прежнему в ходу социальные нормы ор- ганизационной эпохи. Многие из таких мест остались уже фактически без креативного класса.

Одна из наиболее примечательных линий разлома меж- ду креативным и другими классами имеет географическую природу. Географические тенденции, о которых я рассказы- ваю в этой книге, не благоприятствуют дружным общинам старого образца, какие любят авторы песен, романов и сен-


тиментальных рекламных роликов. Вместе с тем, в послед- ние годы многие авторитетные интеллектуалы выступили с призывом возродить и восстановить старые формы «со- циального капитала», свойственные этим сообществам. По- добные попытки бесплодны, поскольку они противоречат экономическим реалиям современности. Сейчас централь- ной задачей стало развитие новых форм общественных свя- зей, адекватных для креативной эпохи.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: