Различные виды знания, выделяемые общепринятыми теориями: скрытое, явное, включенное

Итак, знание представляет собой совокупность инфор- мации, опыта и связей между ними, позволяющую челове- ку принимать решения, осуществлять некую деятельность и получать желаемые результаты. Таким образом, человече- ский фактор в процессе получения и использования знаний является фундаментальным. Мы можем даже сказать, что никакого знания попросту не существует, если нет того, кто бы мог им воспользоваться. Важно понимать это, чтобы от- личать управление информацией от управления знаниями. Например, информатика до сих пор используется преиму- щественно для управления данными и информационными потоками. Под «управлением» понимается приобретение, создание, запоминание, классификация, упорядочивание, распространение и использование. Все это уже стало обыч-


ной практикой на любом предприятии: базы данных и про- граммы связи превратились в привычный рабочий инстру- мент, такой же, как телефон или любая офисная техника.

Однако управлять информацией – еще не значит управ- лять знаниями. Недостаточно использовать программу, по- зволяющую работать с документацией в локальной сети, пусть даже со своим порталом, чтобы можно было говорить об управлении знаниями.

Управление знаниями – это дисциплина, цель которой связана с обеспечением процесса приобретения, упорядочи- вания, распространения и использования любой формы зна- ния в рамках любой организации. ФОИЛ добавляет к этому еще один элемент: прежде всего, необходимо обладать зна- нием индивида, человека hie et nunc.

Какие же виды знания обычно рассматриваются? Име- ются различные формы знаний и разнообразные способы их классификации.

Существует скрытое знание – это то знание, которым мы обладаем в силу того, что являемся разумными индиви- дами.

Оно не всегда может быть сформулировано, точно так же, как не может содержаться в учебнике или быть освоено за несколько дней путем изучения. К примеру, опыт бирже- вого брокера нельзя изложить в учебнике или освоить, изу- чая в течение нескольких дней.

С другой стороны, многие понятия и элементы опыта могут быть так или иначе переданы в явной форме, то есть задокументированы. Например, можно написать руковод- ство по эксплуатации видеокамеры, составить инструкцию по сборке шкафа и т. д. Такие знания именуются явными.

Выделяется также третий вид знания – включенное знание. Такое название объясняется тем, что это знание в каком-то роде скрыто внутри «контейнера». Включен- ное знание может использоваться, не будучи проявленным.


Например, определенным образом организованный про- цесс производства является результатом предыдущего опы- та многих людей, который был формализован в ряде явных правил, гарантирующих производство продукта установ- ленного качества наиболее эффективным и легко воспроиз- водимым способом. Люди, участвующие в процессе произ- водства, необязательно должны понимать предназначение каждого отдельного шага, который они совершают; таким образом, они используют включенное знание, не испытывая необходимости в его освоении.

Под процессом обычно понимается последователь- ность операций, подлежащих исполнению заранее установ- ленным способом и в определенные сроки и имеющих сво- им результатом создание одного или нескольких продуктов. Мы уже указали на то, что в современном мире такой спо- соб организации работы утратил свою актуальность. Общая тенденция связана с выбором в пользу методов, по возмож- ности применимых в различных областях.

Метод, избранный ФОИЛ, то есть онтопсихологиче- ский метод, может применяться во многих областях – вот почему мы говорим о междисциплинарности (И).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: