Н.Т. Журавская

<…>

… сегодня необходима особая деятельность, направ- ленная на преодоление препятствий на пути к инноваци- онному вузу. Такая деятельность понимается авторами как инновационно-проектная. В ее содержании выделяются следующие моменты:

1. Предпроектное обследование имеющейся систе- мы образовательной деятельности вуза с целью диагности- ки и анализа его инновационного потенциала. Такой ана- лиз проводится в тесной связи с изучением ретроспективы развития инновационной деятельности в вузе (формирова- ния его научных школ, усиления педагогического авторите- та его профессоров и доцентов, накапливание и обновление методической базы и пр.), диагностикой современного со- стояния педагогической и организационно-экономической составляющих инновационного процесса, выявлением тен- денций, направлений развития вузовской инноватики, наи- более вероятных при сохранении существующих условий.

<…>

2. Формирование концепции развития инновационной деятельности в вузе, отражающей основное содержание всех формируемых в нем инновационных проектов и их взаимную связь. Концептуализация инновационной деятельности в вузе заключается в последовательной реализации ряда шагов:

– разработка концепции – совокупности основных идей

инновационного образовательного проекта вуза, его обра- зовательного и организационного содержания, цели вероят- ных результатов;

32 Журавская Н.Т. Инновационно-образовательное проектирование в вузе // Вестник

ТГПУ. 2010. Вып. 10 (100). С. 95–97.


– определение основных направлений действий раз- личных субъектов инновационного процесса в вузе (педа- гогов – инноваторов, администрации вуза), принципы и ме- ханизмы организации их усилий. Реализация этих направ- лений позволяет преобразовать существующее положение в образовательном процессе вуза в желаемом (инновацион- ном) направлении;

– разработка общих способов, организационно- экономических и педагогических условий достижения стра- тегических целей проекта. Важно отметить, что при опре- делении условий, необходимых для успешного проектиро- вания инновационной деятельности в вузе, следует устано- вить эскизные модели новых образовательных институтов, отдельных нововведений, реализуемых вузом, выделить их нормативные принципы и социальные основы проекта;

– прогнозирование образовательных, организационно-

экономических (в отношении вуза) и социальных последствий реализации разрабатываемых в вузе инновационных проектов;

– оформление концепции инновационного проекта в самостоятельную систему организационной и методиче- ской документации, которая может быть оценена образова- тельной общественностью, попечителями и образователь- ными заказчиками…».

3. Программирование совокупности форм инноваци- онной деятельности каждого субъекта инновационной дея- тельности в вузе в логической и временной последователь- ности. В результате разрабатывается программа развития инновационно-образовательного процесса в вузе. «»

Смысл программы инновационной образовательной дея-

тельности состоит в том, чтобы из многих нестабильных эле- ментов (новые идеи, личные результаты педагогического твор- чества, предпочтения отдельных студентов и пр.) создавалась более или менее стабильная инновационная система вуза.


4. Планирование инновационной образовательной дея- тельности в вузе. Общий план действий имеет определен- ный (как правило, годичный) временной интервал. В нем обозначаются задачи, исполнители, конечные продукты и потребители инновационных образовательных услуг. Все это вместе представляет собой сценарий практического во- площения определенного фрагмента инновационного про- екта на данный период.

<…>

5. Реализация инновационного образовательного про- екта в вузе имеет свои особенности и включает исследова- тельскую, организационную и конструктивную составля- ющие, реализацию проектной концепции, программирова- ние и планирование инновационной деятельности на вну- три – и межвузовском уровне. В практическую реализацию проекта входит: повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, осуществление непосредственных процессов обучения и воспитания. Кроме того, реализация инновационного образовательного проекта есть управлен- ческая деятельность, необходимая при осуществлении про- екта: делегирование полномочий, мотивация, контроль, коо- перация, координация и корректировка. В процессе практи- ческой реализации возникает необходимость еще в одном, особо важном этапе работы: оценке и экспертизе результа- тов проекта.

6. Экспертиза инновационных разработок в высшем образовании преследует цели определения степени соот- ветствия проектов нормативным моделям (нормативно- деятельностная экспертиза в соответствии со стандарта- ми и нормами) и оценки хода и результатов нововведений с точки зрения их внутренней логики и содержания. В этой ситуации привычные критерии понимания и стандартные способы оценки уже не являются адекватными, новые, как правило, еще не выработаны, не осознаны до конца. Имен-


но в этих условиях неопределенности ситуации, отсутствия норм педагогической деятельности, позволяющих ее одно- значно квалифицировать, появляется необходимость в осо- бом механизме оценки, функцию которого выполняет инно- вационная экспертиза.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: