Фасилитация и диалог как ориентировочная основа для усвоения технологий обучения

Инновационность как характеристика педагогическо- го процесса относится не только к изменению психологиче- ского облика педагога и обучаемого, но также характеризует дидактическое построение процесса и способов его органи- зации. В работах технологов-новаторов показано, что актив- ное развитие студента прямо зависит от профессионально-


педагогических умений преподавателя создавать соответ- ствующий эмоциональный тонус процесса обучения. Заин- тересованное отношение преподавателя в условиях нарас- тающего прагматизма, снижения мотивации учения и чрез- мерной информатизации играет ключевую роль. Эмоцио- нальному потенциалу преподавателя-фасилитатора отво- дится решающее значение в воспитании увлеченной, ответ- ственной, способной к сопереживанию и творчеству лич- ности. Только преподаватель-фасилитатор может проти- востоять чрезмерной информатизации и «потере в ней че- ловеческого начала». Можно с уверенностью сказать, что принцип личностной ориентации обучения студента лю- бого вуза в условиях информатизации и компьютеризации реализуется средствами фасилитационного общения, а сам личностно-деятельностный подход предполагает, в первую очередь, изменение позиции преподавателя-информатора) на позицию фасилитатора.

В качестве методологических основ, лежащих в осно- ве педагогической фасилитации, мы рассматриваем гумани- стические воззрения К. Роджерса и А. Маслоу, основанные на идеях свободы и безграничных возможностей реализа- ции потенциала каждой личности; теорию социального нау- чения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражне- ний стереотипов социального поведения, имитации и при- своения новых моделей поведения в случае положительно- го подкрепления; теорию нейролингвистического програм- мирования, которое обеспечивает воздействие на поведение человека в сфере межличностного общения, помогает уста- новить контакт на основе восприятия вербальной и невер- бальной информации о партнерах.

Ключевыми технологическими умениями, которые ре- ализуют педагогическую позицию (не просветительскую), являются: развитие у студентов самостоятельности (со-


держательной и исполнительской); признание автономии и прав личности студента; восприятие студента как пар- тнера со своим внутренним миром; апеллирование к созна- нию; открытое проявление собственных чувств и эмоцио- нальных переживаний; фасилитационная организация про- странства общения.

Фасилитационная педагогика требует от педагога пси- хологической и профессиональной компетентности, совер- шенствования своих профессиональных качеств. Переход к фасилитационному стилю деятельности связан с глубо- кой и зачастую болезненной личностной перестройкой обо- их субъектов педагогического процесса. При этом меняют- ся не столько содержание и методы преподавания, сколько личностные установки, которые и обеспечивают в конеч- ном итоге профессионально-личностный рост педагога- фасилитатора.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: