Упражнение 1. На основании данных трех понятий постройте
правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Порядочный человек; друг; лицемер.
2 Страус; птица; позвоночное.
3 Мышьяк; лекарство; яд.
Упражнение 2. Проверьте логическую состоятельность следующих
силлогизмов, определите его форму.
1 Все единоборцы занимаются физкультурой, и все лыжники занимаются физкультурой, значит,
некоторые лыжники – единоборцы.
2 Ни один преподаватель не любит «халявы». Каждый студент любит
«халяву». Ни один студент не является преподавателем.
3 Некоторые студенты не написали контрольную работу по логике, а ни один, не
написавший такой работы, не может рассчитывать на зачет. Значит, некоторые
студенты не могут рассчитывать на зачет.
Упражнение 3. Определите посылки и заключение в следующих,
условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите
модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обвиняемый вещь
не спрятал. Значит…
2 Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно….
3 Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику
стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непогрешимым авторитетом.
Следовательно…
Упражнение 4. Используя условную посылку, постройте
умозаключение: а ) по утверждающему модусу, б ) по отрицательному модусу.
1 Кто критикует, пусть предлагает альтернативу.
2 Если человек богат, то он счастлив.
3 Если студент имеет задолженности по дисциплинам, то его отчисляют.
Упражнение 5. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван – студент, поэтому он сдает логику.
2 У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не
являешься хорошим преподавателем.
3 Этот студент не допущен к зачету, так как он не написал контрольную
работу.
ВАРИАНТ № 6