Упражнение 1. На основании данных трех понятий постройте
правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья.
2 Логика; дисциплина; трудна для студентов.
3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться.
Упражнение 2. Проверьте логическую состоятельность следующих
силлогизмов, определите его форму.
1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого
преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель
– строг.
2 ФИЛИАЛ УДГУ имеет большой потенциал. Иван – студент ФИЛИАЛ УДГУ.
Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
3 Все преподаватели ФИЛИАЛ УДГУ имеют высшее образование. Иван – не
преподаватель ФИЛИАЛ УДГУ. Значит, Иван не имеет высшего образования.
Упражнение 3. Определите посылки и заключение в следующих,
условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите
модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не
|
|
показывает. Значит…
2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал
логику. Значит…
3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили.
Ясно….
Упражнение 4. Используя условную посылку, постройте
умозаключение: а ) по утверждающему модусу, б ) по отрицательному модусу.
1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся.
2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать.
3 Кто никогда не страдал, тот не любил.
Упражнение 5. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены
должны соблюдать правила соревнований.
2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди.
3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься.
ВАРИАНТ № 10
Контрольная работа №1
Упражнение 1. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении
пересечения.
1 Девушка.
2 Житель Воткинска.
3 Продавец-консультант.
4 Художник.
5 Отец.
6 Спортсмен.
Упражнение 2. К каждому из исходных понятий подберите
подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Школа.
2 Биатлон.
3 Кровать.
Упражнение 3. К каждому из понятий подберите понятия, которые
находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Шоколад.
2 Автомобиль.
3 Тип телосложения.
Упражнение 4. К каждому понятию подберите противоречащее и
противоположное понятия.
1 Медленный.
2 Низкий.
3 Слабый.
Упражнение 5. Изобразите отношения между понятиями с помощью
круговых схем.
1 Студент, российский студент, студент ФИЛИАЛ УДГУ, студент физкультурного
вуза, военнообязанный.
2 Дом, деревянный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, десятиэтажный
|
|
дом, недостроенный дом.
Упражнение 6. Установите, что происходит с объемом и содержанием
в следующих парах понятий.
1 «Щелкунчик» – балет П.И.Чайковского.
2 Молодой человек – спортсмен.
3 Институт – институт физической культуры.
Упражнение 7. Обобщите понятия.
1 Доктор наук.
2 Кама.
3 Доктор
Упражнение 8. Ограничьте понятия.
1 Монархия.
2 Съезд.
3 Депутат.
Упражнение 9. Установите правильность следующих определений. В
неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте
правильное определение.
1 Историк - человек, изучающий историю.
2 Мухомор есть ядовитый гриб.
3 Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
Упражнение 10. Укажите вид определения, определяемое и
определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое
отличие.
1 Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника
вокруг одной из сторон.
2 Вино – алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового
сока.
3 Логика – это философская наука о формах, в которых протекает
человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Упражнение 11. Установите, являются ли следующие деления
правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные
правила.
1 Биатлон бывает летний и зимний.
2 Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неуспевающие.
3 Люди делятся на веселых и глупых.
Упражнение 12. Произведите логическое деление каждого из
приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Речь.
2 Диплом.
3 Соревнования