Чем фотография отличается от изобразительного искусства? Фотография точнее воспроизводит действительность, фотография – ее документальное изображение. На протяжении столетий изобразительное искусство существовало для этого же. Художники стремились к точному изображению окружающего мира. Портрет возник как двойник человека, для того чтобы сохранить память о нем, о семейной чете или семье в целом, о гражданах города и т.д. Существовали женские портреты, получившие распространение в эпоху Возрождения, предназначавшиеся для предполагаемого жениха – так происходило знакомство. Некоторые разновидности пейзажной живописи (ведута), получившая распространение в XVII в. во многих странах Европы, а позже и в России, выполняли также именно документальную функцию. Вслед за великими мореплавателями, открывавшими новые земли, люди полюбили путешествовать, они стремились сохранить образ замечательных городов мира, поэтому и появилось огромное количество ведут, с «фотографической» точностью изображавших Венецию и Дрезден, Москву и Санкт-Петербург, Варшаву и Прагу. Много столетий спустя эти картины стали основанием для восстановления городов, отдельных архитектурных и садово-парковых ансамблей, разрушенных во время второй мировой войны. И сегодня в искусстве живописи и графики существуют художественные направления, представители которых уверены в правомочности именно такого точного изображения. На выставках современного искусства у произведений этих художников обычно разгораются споры на тему «Зачем такие картины, если есть фотография?».
|
|
Оказываясь с фотообъективом перед окружающим миром, мы сталкиваемся с задачами, которые решают художники. В момент выбора «кадра» мы занимаем позицию художника, для которого рождение замысла и его реализация начинаются с выбора мотива, точки зрения на него, формата, т.е. с композиции.
Пример: три портрета Анны Ахматовой. Графические рисунки, выполненные Амедео Модильяни начале века, гибкими, не имеющими углов, линиями, передают ее женственность, плавность движений и величавость, погруженность в себя, замкнутость. Портрет Ахматовой русского живописца Натана Альтмана выполнен несколько позднее, в традициях парадного портрета, но в стиле, характерном для искусства эпохи «серебряного века». Поэтесса изображена сидящей в кресле. Четкий силуэт обладает монументальной выразительностью. Ахматова полуобращена к зрителю и вместе с тем погружена в свои мысли. Художник стремится выразить состояние модели, проникнуть в сложный мир ее чувств. Парадность композиции сочетается с дерзким колоритом (желтые и синие, почти фиолетовые цвета); экспрессией графического решения (резкие колющие углы плеч, колен, посадки фигуры). Гордая, несколько надменная, напряженная внутренне, сосредоточенная на своих переживаниях, отстраненная от мира. Царственно прекрасная, величественная, несмотря на свою хрупкость, и в то же время несчастная: трагический, скорбный взгляд. Фотопортрет того же времени: голова Ахматовой и любимые бусы, которые, кстати сказать, не обратили на себя внимания Модильяни и Альтмана. Выдающийся фотохудожник М. Наппельбаум сделал психологический портрет, использовав тот небольшой арсенал средств, которым в то время располагала фотография: точный выбор кадра, освещение. Характерный благородный профиль, погруженный в себя взгляд, внутренняя сосредоточенность, хрупкость и величие.
|
|
В рисунках и живописи больше субъективизма, исходящего от художников и выбранных ими средств выразительности; фотограф создал более характерный (чем художники) и индивидуальный образ, показав главные черты модели. К 20-м гг. искусство фотографии определило свои оригинальные задачи, отличные от задач изобразительного искусства, хотя спор между ними сохраняется до сих пор. Споря между собой, каждое из искусств оттачивает свои средства выражения, внутренне обогащается.
В конце XX столетия мы можем назвать фотографию искусством. На выставках художественной фотографии представлено все жанровое разнообразие, характерное для живописи: и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и исторический сюжет, и интерьеры. Но имеется и существенная разница, особенно проявляющая себя в документальной фотографии. Живописец воображает историческое событие, а фотохудожник выступает как документалист, фотографируя событие, очевидцем которого является. Но проходит время, и документальная фотография воспринимается уже как историческая композиция.
Пример: коронационные фотографии Николая II, фотографии июльских событий 1917 г. При рассматривании документальных фото, запечатлевших исторические события, важна образная выразительность кадра, но более всего – документальные подробности.
Современным фотохудожникам доступна вся гамма выразительных средств графики и живописи: композиция, колористическая изощренность; светотеневые эффекты; разнообразие графических средств. При кажущемся сходстве выразительных средств изобразительных искусств и фотографии они все же отличаются. Фотография – искусство, рожденное цивилизацией: наукой и техникой. Открытие фотомастерами средств художественной выразительности своего искусства впрямую зависит от технических возможностей фотоаппарата, объектива, особенностей съемки, обработки пленки, качества печати и т. д. В то же время поиск средств выразительности происходит в соответствии с художественным стилем своего времени: фотографии, сделанные в самом начале XX в., отличаются от фотографий известного художника-футуриста А. Родченко, работавшего в 20-30-е гг. в стиле, близком поискам Вс. Э. Мейерхольда в театре и В. В. Маяковского в поэзии.
Фотография и живопись – искусства, питающие друг друга, но стремящиеся к самоопределению.
Смысл термина происходит от греческих слов «фото» («свет») и «графо» («пишу»). Изобретение фотографии датируется 1839 г. и принадлежит французскому художнику Л. Дагеру, первому технически разработавшему фотографический процесс, названный дагеротипией. Фотографирование было сложным процессом, требующим терпения и от фотографа, и от модели. Поэтому выработались даже наиболее удобные позы для длительного позирования. Эти одинаковые позы обладают особой выразительностью: при рассматривании дагеротипов обращаешь внимание не столько на мелочи, сколько на сосредоточенные лица, выражение глаз. Фотопортреты четы Волконских, запечатлевшие знаменитого декабриста и его жену (Марию Раевскую), оказавшихся на свободе в старости после каторги и сибирской ссылки.
|
|
Рождение фотографии вызвало немало споров о ее месте среди других видов искусства. Французский фотограф Ф. Надар, решившийся первым сфотографировать Париж, поднявшись на воздушном шаре, подвергся насмешкам со стороны художников: О. Домье изобразил его на карикатуре, сопроводив надписью: «Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства». Надпись оказалась пророческой. Фотопортреты многих великих писателей, художников, артистов, исполненные Ф. Надаром, вошли в историю культуры как первые произведения художественной фотографии.
Как отличить фотографию художественную от нехудожественной? Ф. Надар работал как художник: он долго изучал модель, ее профессиональные интересы, внутренний мир, заранее выбирал позу, характер освещения, определял композицию. Примером может быть фотопортрет Александра Дюма-отца, в котором все «работает на характер»: поза модели, характер освещения, уловленное выражение лица и глаз. Документальность сочетается с художественной отобранностью средств выразительности. Художественные достоинства фотографии были оценены импрессионистами. Первая совместная выставка художников этого направления состоялась в фотопавильоне Надара, который поддержал художников, средствами живописи выражающих красоту каждого мгновения жизни человека и природы.
В конце XIX в. многие художники использовали фотографию для изучения натуры и определения особых выразительных возможностей живописи. Французский живописец и график А. Тулуз-Лотрек нередко просил своего друга сделать фотографию модели, над образом которой работал в тот момент. Сопоставление фотографии и живописного произведения позволяет понять, какие качества модели А. Тулуз-Лотрек стремился заострить, выразить линией, экспрессией мазка, цвета, фактуры. Один из исследователей художественной фотографии – кинодокументалист Д. Вертов считал, что, в отличие от фотографов, художники пишут человека, природу «не столько как они видят, сколько как они ее понимают». Задумываясь над смыслом и назначением живописи в XX в. в связи с развитием фотографии А. Матисс пришел к выводу, который разделяется многими художниками: «Фотография поставила перед нашим воображением совершенно новые задачи, потому что благодаря ей мы впервые получили возможность видеть вещи независимо от нашего чувства... Наше восприятие ограничено рамками чувств предшествующих нам художников. Фотография может освободить нас от старых представлений. Она очень точно отделила живопись, выражающую чувства, от живописи описательной. Последняя стала ненужной».
|
|