1. Прежде всего изъять из критики обвинительное "жало", сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера. Обсудить аргументы "за" и "против". Проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
4. 4.Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дать возможность высказаться до конца. Старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
5. 5.Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие.
6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.
7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
8. Используйте критику-рикошет: критику поступков абстрактного лица.
9. Выдвигать свое мнение (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
|
|
10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Например, "Сколько раз я вам говорил!". Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса.
11. Представляйте людям, находящимся в состоянии ссоры, психологические паузы, которые помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения. Психологически это трудно, дайте время на раздумье.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Признание собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, самолюбие оказывается менее уязвленным.
14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Не "давите" на психику, а помогите найти выход.
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека.