Тринадцатое лжи препятствие: это Шутка

Не является препятствием для такфира то, что человек сказал или совершил куфр в шутку, играя, развлекаясь или же в насмешку. В этом вопросе есть единогласное согласие между алимами. Доказательством же этому является аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками» (Сура 9 ат-Тауба аяты 65-66).

Передают, что Абдуллах бин Умар рассказывал: «На одном из собраний, во время похода на Табук один из мужчин сказал: «Я никогда не видел более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана». Один из людей (Ауф бин Малик) сказал ты не только лжец, но и лицемер! Я непременно сообщу об этом посланнику Аллаха (салля-Ллаху алейхи ва`салям)».

Пророк (алейхи саляту ва`салям) узнал об этом, и по этому поводу было ниспослано откровение.

Абдуллах сказал: «Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Посланника Аллаха (салля-Ллаху алейхи ва`салям), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: «Мы только болтали и забавлялись…». Посланник Аллаха (салля-Ллаху алейхи ва`салям) сказал ему только: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?».(9:65). Абу Хатим и ибн Джарир. Равии этого хадиса являются людьми которых включили в «ас-Сахих», кроме Хишама б. Саада, которого Муслим принимал только как подтверждающим свидетельства.
Не смотря на то, что они выходили в поход на Табук с Посланником Аллаха(салля-Ллаху алейхи ва`салям), несмотря на то, что они эти слова сказали лишь ради забавы и развлечения, Аллах, Субхана ва Тааля, не простил им содеянное и не принял их извинения.

Хафиз Абу Бакр бин аль-Араби (543 г.х.) говорит следующее: «Куфр совершённый как забава, бросает человека в куфр. В умме нет разногласия на этот счет. Уточнение это близко к знанию и истине; пустословие же близко к невежеству и заблуждению»(аль-Куртуби в «Ахкамиль-Куран» 2/964, 8/197).

Ибн аль-Джаузи говорит, что: «Произнося куфр, искренность и забава оценивается одинаково» («Задуль-Мад», 3/465).
Имам ан-Навави говорит, что: «Произношение слов куфра и насмешка над религией не имеет разницы, в какой форме оно произошло, так как между искренностью в этом вопросе и забавой нет разницы».(«Равдат ат-Талибин», 10/64)
Ибн Таймия раскрывая смысл аята: «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того как уверовали» (Сура 9 ат-Тауба аяты 65-66), говорит следующее: «Аллах, Субхана ва Тааля, на их слова: «Мы только болтали и забавлялись» не ответил, что: «Вы лжёте». Аллах, Субхана ва Тааля, обвинил их во лжи, при приношении извинения за содеянный куфр. На этот раз он указал им, что по причине болтовни и забавы, которых они считали своим оправданием, они вышли из религии» («ас-Сарим аль-Маслул» 517).
Несмотря на извинения, которые они принесли, Аллах, Субхана ва Тааля, вынес им такфир. Он не сказал, что они не покаялись, наоборот указал, что эти извинения не имеют никакой силы.

Шейх Ибн аль-Кьайим, говоря о важности наличия намерения для укрепления хукма и после того как приводит хадис про араба который нашёл потерянного верблюда и воскликнул (запутавшись): «О Аллах воистину ты мой раб, а я твой господин», говорит следующее: «Даже произнося, какой либо открытый куфр, то не станет этим кафиром. Потому, что он не подразумевал под этим куфр. Человек, подвергнувшийся икраху произнося куфр, опять-таки не станет кафиром, потому, что это произошло не по его собственной воле. В то время как положение человека забавляющегося и шутящего (куфром) отличается. Будь то в шутку или же в забаву слова куфра и развода сказанные человеком имеют под собой силу. Потому, что он произнёс заранее задумавшись над словами и зная, что нужно говорить. В отличие от забывшегося, находящегося под икрахом и допускающего ошибку у говорящего слова ради забавы и развлечения принимаются произнесённые слова как действительность. В то время как человек, сказавший по забывчивости, допустив ошибку и находясь под икрахом, считается невинным и не носит ответственность за это сказанное. Но человек говорящий ради потехи не имеет оправдания в словах куфра и акьиды. Потому, что он произносит выражение, осознавая и имея в виду его смысл. Слово, сказанное ради забавы, Аллах и Его Посланник (салля-Ллаху алейхи ва`салям) не сочли за узр. Даже человек произносящий слова куфра в шутку, заслуживает больше наказания, чем иные. В то время как Аллах счёл за узр слова, сказанные под икрахом, при полном наличии имана в сердце человека произнесшего их. Но Аллах, Субхана ва Тааля, не принял за узр слова куфра сказанные ради забавы и велел следующее: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». (Сура 9 ат-Тауба аяты 65-66-(«Иламуль-Муваккин»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: