Компания | Цель |
Аксиома | Вселить уверенность в клиента в любой ситуации |
Аспект | максимальное удовлетворение интересов Клиента |
ЕЛС - Европейская юридическая компания | оказание высокопрофессионального юридического сопровождения и обеспечение бизнеса корпоративных клиентов любых отраслей экономики, а также юридическое содействие физическим лицам в сфере акционерного и налогового законодательства, правового регулирования рынка ценных бумаг и операций с недвижимостью |
Квалифицированная юридическая помощь | стать лидером на рынке юридической помощи и услуг населению в Химках до 2028 года. Основные потребители услуг - средний класс на рыночных условиях и малообеспеченные граждане за счет бюджета Московской области по законодательству об оказании бесплатной юридической помощи. – территориальное ограничение |
Лекс | Качественное обслуживание |
Мадрих | эффективное, взаимовыгодное сотрудничество и, конечно, результат |
Налоговик | · Эффективное оказание услуг по обеспечению юридической и экономической безопасности предпринимателей. · Повышение юридической грамотности предпринимателей. · Создание комфортной правовой среды для ведения бизнеса в России путем участия в законотворческой деятельности. |
Pravis | не ограничиваться формальным решением вопроса, необходимо найти для клиента оптимальный выход из правовой проблемы, в том числе с использованием накопленных нестандартных решений |
Правозащита | Стать одной из ведущих юридических компаний Украины, качество предоставляемых юридических услуг которой, будет соответствовать самым высоким мировым стандартам. |
РюрикЪ | Для тех, кто делает первые шаги в бизнесе -консультации по выбору организационно-правовой формы, регистрация предприятия, бухгалтерское обслуживание, оснащение офиса компьютерами и оргтехникой (с последующим обслуживанием). Для компаний давно и успешно работающих - программы полной правовой поддержки, решение сложных задач, абонентское обслуживание компьютеров и оргтехники. |
ФАКТУМ | оказание Клиентам профессиональной юридической услуги, результатом которой является реальная экономическая выгода Клиента, экономия его времени и денег. |
ЭЛЕСТА | Обеспечить качественные услуги клиентам |
2.4. Система показателей плана
|
|
Для количественной и качественной оценки цели и деятельности компании применяется система показателей.
Универсальной системы показателей для оценки деятельности юридической компании не существует. Каждая компания вырабатывает свою систему оценочных показателей, которая отвечает её особенностям.
|
|
Для ряда юридических компаний критерием оценки их деятельности служит успех их клиентов. Так, в Группе юридических компаний «Лекс» успехи клиента, достигнутые с участием юристов Группы, являются критериями успешности самой компании.
Такого оценочного критерия придерживаются не все компании. Все более начинает доминировать критерий собственной финансовой эффективности, а не успех клиента. В основе такой финансовой эффективности лежит не результат, который в наибольшей степени соответствует ожиданиям клиентов, а различные технологии увеличения дохода путем навязывания клиентам лишних услуг, предоплаты и почасовой оплаты независимо от результата.
Обоснованная система показателей деятельности юридической компании позволяет сравнить результативность деятельности компании по периодам, доходность по видам услуг и бизнес-проектам, эффективность работы каждого отдельного подразделения и сотрудника и по результатам принять требуемое решение.
Теоретически можно составить типовой набор показателей оценки деятельности юридической компании. В показателях выражаются цели и задачи плана, с их помощью оценивается эффективность деятельности компании за определенный период и сравнивается эффективность по периодам, оценивается работа сотрудников.
Показатели отражают как динамику, характеризующую изменения за определённый период, так и статику, отражающую состояние на каждый определённый момент.
Параметры деловой активности оценивают эффективность работы компании, но в первую очередь оценивают руководство и качество принимаемых решений, а также используются для тактического управления.
Особенность показателей деятельности юридической компании обусловлена социальным характером этой деятельности: человек - человек или юрист - клиент. В силу социального характера эти показатели имеют количественные и качественные параметры.
Прежде всего, следует выделить плановые и фактические показатели. Плановые показатели - это показатели, включенные в план компании; фактические показатели отражают реальное выполнение плана и могут быть меньше или больше плановых.
Плановые показатели количественно и качественно характеризует принятый план и этапы его реализации, позволяют контролировать ход реализации плана и при отклонении фактических показателей от плановых принимать корректирующие действия.
В системе плановых показателей выделяют показатели:
· по способу определения,
· по содержанию,
· по характеру: абсолютные и относительные.
По способу определения показатели подразделяются на три вида:
1) утверждаемые вышестоящим органом,
2) нормативные и
3) расчётные.
При определении нормативных показателей исходят из трудоемкости трудового процесса: сколько времени требуется на выполнение конкретной юридической услуги. Например, на составление искового заявления требуется 20 минут. За основу берется типовое исковое заявление и вносится индивидуальная специфика клиента. Таким образом, нормативные показатели корректируются расчетными. Рассмотрим особенности последних.
Расчетные показатели определяются методом расчетов, которые компания проводит самостоятельно, и используются для конкретизации нормативных и утверждаемых показателей и установления плановых и прогнозных показателей. Поскольку расчетные показатели являются внутренним делом компании, то их величина зависит от профессионализма сотрудников.
К расчетным показателям относятся тарифы (цены), расходы, доходы, прибыль, время обслуживания клиента. У каждой компании свои расчетные показатели, которые под воздействием внутриотраслевой конкуренции в конечном итоге устремляются к средним расчетным показателям на рынке юридических услуг. Существующие расхождения - незначительные.
|
|
Расчетные показатели позволяют полнее учитывать и оперативно управлять возможностями компании по предоставлению юридических услуг.
Расчетные показатели позволяют сравнивать результаты текущей деятельности компании или отдельного сотрудника с аналогичными результатами в прошлом или с результатами деятельности других компаний.
К расчетным показателям, помимо вышеперечисленных, следует также отнести: количество и перечень предоставляемых юридических услуг, число клиентов, получивших за отчетный период бесплатную и платную юридическую помощь, время на типовые юридические услуги.
К таким типовым юридическим услугам относятся составление типового договора аренды, дарения, залога, займа, безвозмездного пользования, поставки товаров, купли-продажи, на размещение рекламы, оказания услуг, проката видеокассет и дисков, управления многоквартирным домом, также составление типового соглашения об обучении сотрудников за счет средств работодателя.
Естественно, любой типовой договор/соглашение требует индивидуальной доработки с учетом конкретной ситуации. Эту доработку осуществляет юрист компании.
Расчетные показатели используются для корректировки утверждаемых руководством плановых показателей. Утверждаемые показатели отражают установленные в плане рубежи, которые компания планирует достигнуть.
По содержанию следует выделить показатели ресурсного обеспечения, которые характеризуют трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы компании, и показатели её деятельности, отражающие спрос и предложение юридических услуг. При анализе ресурсного обеспечения следует акцентировать внимание на степени укомплектованности штата компании не просто юристами, а профессиональными юристами требуемой специализации, уровень обеспеченности рабочего места юриста современным электронным оборудованием и информационно-правовыми поисковыми системами. Не менее важное значение имеет степень комфортности рабочего места и офиса в целом. В частности, имеется ли комната отдыха, помещение для ведения дел с представителями крупных юридических лиц. Не следует упускать из внимания и технический персонал, который обеспечивает эту комфортность.
|
|
По характеру выражения плановые показатели разделяют на абсолютные (например, количество постоянных клиентов, количество принятых клиентов за определенный период, количество клиентов, принятых одним специалистом, величина общего дохода компании за определенный период и величина дохода, приносимая конкретным специалистом) и относительные (например, доля принятых клиентов за определенный период по отношению к годовому показателю; доля клиентов, принятых одним специалистом относительно общего количество клиентов; доля дохода, приносимая одним специалистом). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах.
Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (стоимость услуг, стоимость рабочего места юриста) и натуральными (количество юридических и физических лиц, находящихся на постоянном обслуживании компании, штатная численность, число высококвалифицированных специалистов, число помощников юриста).
Анализ относительных и абсолютных показателей деловой активности позволяет сравнить плановые, нормативные и фактические результаты и принять соответствующие решения.
В планировании юридической деятельности могут применяться количественные показатели, характеризующие уровень масштабности и доходности компании, объем работы с юридическим и/или физическими лицами, штатную численность, и качественные показатели, отражающие эффективность и качество работы компании в целом, а также отдельного сотрудника и группы. Например, количество завершенных дел за определенный период и объем полученной прибыли за этот же период.
В юридической деятельности важным показателем качества выступает время отклика на запрос клиента и степень его удовлетворенности.
Из системы показателей значительную роль имеют показатели оценки профессионализма и качества сотрудников. Это довольно деликатный социальный показатель, поскольку профессионализм и качество сотрудников определяются не только способностями и личностными качествами последних, но и компанией, её руководством, корпоративной культурой и кодексом этики компании. На этот показатель накладывает отпечаток и сложившаяся в компании система взаимоотношений: между сотрудниками и между сотрудниками и руководством.
Профессионализм сотрудников определяет во многом эффективность и успех компании на рынке, её престиж среди клиентуры.
Профессионализм и качество сотрудников можно определить опросом и анкетированием клиентов, числом претендентов на потенциальные вакансии компании, системой повышения квалификации сотрудников, стажем работы, креативностью сотрудников.
Особое место в оценке эффективности компании занимают финансовые показатели как в статике, так и в динамике: фактическая и плановая величина прибыли за отчетный период, средняя прибыль, получаемая с каждого клиента, средняя прибыль, приносимая специалистом, величина заработной платы сотрудников и динамика её роста, величина налоговых отчислений, размер оплаты услуг сторонних организаций и партнеров, фонд развития компании, страховой фонд компании, потенциальная стоимость оказанных бесплатных услуг.
Применяемая в компании система показателей может использоваться для оценки деятельности конкурентов и их роли и влияния на рынок. Особенно важно распознать новых потенциальных конкурентов на раннем этапе, пока они не обрели силу.
Это требует от компании организации мониторинга рынка, в том числе деятельности конкурентов и проведения сравнительного анализа по одним и тем же параметрам для выявления своих сильных и слабых позиций и своих рыночных возможностей.
Естественно, информация о конкурентах требует ответа на вопрос о степени её достоверности и полезности.
2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ
Видение и Миссия формируют философию существования компании, цель и задачи наполняют деятельность/существование компании конкретикой, позволяют сравнивать фактические результаты с плановыми и при необходимости корректировать плановые показатели.
После определения видения, миссии и цели следует провести анализ внутренней и внешней среды. Без анализа обстановки, в которой действовала, действует и будет действовать компания невозможно провести стратегическое планирование, которое представляет взгляд в будущее и предполагает выбор одного из возможных направлений оказания услуг и работы с клиентурой.
Анализ охватывает исследование данных прошлого и настоящего периодов и по итогам исследования прогнозируется будущее. Фактически рассматриваются варианты будущего развития компании, всевозможные направления её деятельности, комплекс и виды предоставляемых услуг, новая и прежняя клиентура, с которой предполагается работать, потребность в новых специалистах, возможность аренды или покупки нового офиса. Любое стратегическое планирование, как взгляд в будущее, предполагает выбор одного из возможных направлений оказания услуг и работы с клиентурой. На выбор влияют результаты исследования факторов внутренней и внешней среды, которые могут быть получены с помощью проведения SWOT-анализа, который представляет комплексное исследование внутренних сильных и слабых позиций компании и внешних открывающихся возможностей и существующих и потенциальных угроз.
SWOT-анализ позволяет 1) проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании и соотношение между ними; 2) выявить влияние социально-экономических факторов и управления, законодательства и правового регулирования, природной среды и ресурсов, этнокультурных и религиозных факторов, научно-технического и технологическое развития, инфраструктуры и политических процессов и других факторов развития общества.
SWOT-анализ открывает рыночное окно компании, согласовывая возможности компании/внутренней среды с возможностями рынка/внешней среды, устанавливает двойную связь 1) между сильными и слабыми позициями компании и 2) между внешними проблемами/угрозами и имеющимися возможностями.
При проведении анализа следует сконцентрировать внимание на человеческом факторе, финансах (расходах и их окупаемости), маркетинге, характере и качестве юридических услуг, культуре и восприятии образа компании юридическим сообществом, клиентурой и партнерами, на изменениях в конкурентной среде.
По результатам проведенного анализа строится матрица SWOT-анализа, в которой сопоставляются полученные данные внешней и внутренней среды.
SWOT-анализ, с одной стороны, обеспечивает выбор стратегии компании, которая составляет очередной временной этап в реализации стратегического плана, с другой стороны, позволяет оценить конкретные бизнес-проекты компании, составляющие содержание стратегии.
Источники успеха и прибыли компании находятся во внешней среде и задача компании эффективно использовать эти источники, опираясь на свои внутренние ресурсы. Установить и согласовать связь между этими источниками (факторами внешней среды) и внутренними ресурсами должен SWOT-анализ.
Без анализа обстановки, в которой действовала, действует и будет действовать компания провести стратегическое планирование и разработать стратегические направления невозможно.
Анализ непосредственного окружения (внешней среды) компании позволяет определить открывающиеся возможности (перспективу) компании, включая её близко и отдалённо потенциальную клиентуру, партнёров, потенциальных сотрудников, конкурентов.
SWOT-анализ и оценка факторов внешней среды проводится по следующим параметрам: 1) влияние изменений факторов внешней среды на содержание стратегического плана и соответственно на стратегию компании; 2) оценка потенциальных угроз, которые могут проявиться в период реализации стратегического плана и возможности корректировки плана; 3) определение и оценка факторов, представляющих угрозу реализации стратегического плана; 4) определение и оценка факторов, открывающих широкие возможности эффективной реализации стратегического плана.
SWOT-анализ внешней среды позволяет 1) выявить внешние условия, которые открывают возможности для успешной деятельности компании и одновременно представляют для неё угрозы; 2) определить роль и значение воздействия каждого фактора на деятельность компании.
Приспособление к внешней среде предполагает адаптацию возможностей компании к требованиям рынка/внешней среды, улучшение связей компании с клиентурой, партнерами, властными органами, понимание конкурентов и их действий, а также выяснение существующих и потенциальных опасностей и разработку вариантов их нейтрализации и/или устранения. Приспособление к внешней среде улучшает взаимоотношения компания и её окружения.
Из факторов внешней среды для деятельности юридической компании интерес представляют:
1) влияние изменений факторов внешней среды на содержание стратегического плана и соответственно на стратегию компании;
2) оценка потенциальных угроз со стороны конкурентов;
3) какие внешние препятствия мешают развитию деятельности компании?
4) какие внешние факторы благоприятствуют деловой активности компании?
5) состояние деловой среды и спрос бизнеса на юридические услуги;
6) на какие виды юридических услуг бизнес предъявляет доминирующий спрос?
7) законодательная сфера, в т.ч. налоговое, таможенное, трудовое, наследственное законодательство;
8) спрос населения на юридические услуги, и на какие виды услуг;
9) спрос населения, на какие виды услуг доминирует?
10) уровень правовой грамотности населения;
11) какие виды юридических услуг доминируют на рынке?
12) кто конкуренты и что представляют, их слабые и сильные стороны;
13) состояние и уровень государственного регулирования коммерческой юридической деятельности.
Анализ факторов внешней среды (клиентов, их мотивацию, конкурентов, деловую жизнь, изменения уровня и качества жизни, востребованность юридических услуг и др.) позволяет 1) реагировать на влияние любых изменений во внешней среде на разработку и реализацию стратегического плана, определить возможности и потенциальные и реальные угрозы для компании; 2) определить настоящее и будущее значение и место компании и её юридического потенциала в обществе и на рынке юридических услуг; 3) разработать меры по повышению имиджа компании. Результаты анализа дают время для принятия превентивных мер: разработки программы мероприятий нейтрализации и устранения выявленных и возможных угроз и мероприятий по корректировке плановых заданий.
Таблица 2.3.