Эта теория связана с изучением и описанием влияния на поведение сотрудника потребностей достижения, соучастия и властвования.
Эти потребности рассматриваются как приобретение под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучений.
Потребность достижения проявляется стремлением сотрудника достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Сотрудникам с этой потребностью нравится принимать решения, отвечать за решение задачи, выполнять работу, позволяющую самостоятельно ставить цели. Таким сотрудникам очень трудно выполнить работу, не имеющую достаточно быстро, наступающего результата. Считается, что наличие у сотрудников высокой потребности достижения оказывает влияние на их активность и результативность, поэтому полезно оценивать уровень потребности достижения у сотрудников фирмы при их продвижении по службе. Стремление к достижению позволяет успешно решать стоящие перед ним задачи.
Потребность соучастия проявляется в стремлении сотрудников к дружеским отношениям с окружающими. Сотрудники с этой потребностью стараются установить и поддерживать дружеские отношение, стремятся получать одобрения и поддержку с их стороны. Предпочитают занимать в фирме такие позиции и выполнять такую работу, которая позволяет им находиться в активном взаимодействии с другими сотрудниками. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у подчинённых ему сотрудников, чтобы правильно и своевременно вносить корректировки в организацию их работы.
|
|
Потребность властвовать состоит в стремлении контролировать действия сотрудников, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действие и поведение других сотрудников. Сотрудники с такой потребностью делятся на две группы:
- первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования, причем интерес предприятия для них часто отходит на второй план;
- ко второй группе относятся те, кто стремится к получению власти не с целью удовлетворения своего тщеславия, а ради выполнения ответственной, руководящей работы, связанной с решением организационных задач.
Мак-Клеланд считал, что из трёх рассмотренных потребностей наибольшее значение для успеха менеджера имеет развитая потребность властвования. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клеланда не исключает друг друга и не расположены иерархично, как это было в теории Маслоу.