1. Социальный паспорт. Фамилия Имя Отчество число, месяц и год рождения, домашний адрес, в какой семье проживает (полной, не полной, многодетной, малообеспеченной, с лицами заменяющих родителей и т.д.).
2. Психологические особенности личности. Особенности нервной системы (темперамента). Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
3. Учебная мотивация. Отношение к учению (цели, мотивы, эмоциональное отношение, сформированность УУД).
4. Индивидуальные особенности, способности, интересы. Особенности самооценки и уровня притязания. Особенности интересов и специальных способностей.
5. Статус в коллективе и особенности взаимодействия с другими людьми. Лидер, популярный, пренебрегаемый или изолированный. Особенности общения со сверстниками и со взрослыми.
6. Достижения во внеурочной занятости. Участие и результаты в школьных, городских, региональных конкурсов, проектах, олимпиадах.
Опорный материал для характеристики психического развития младшего школьника:
|
|
· перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
· развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);
· формирование саморегуляции поведения, воли;
· освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;
· овладение навыками домашнего труда;
· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
· предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место;
· формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;
· появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».
Новообразования:
· формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;
· возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий;
· произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;
· появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;
· развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.
|
|
1.10.Готовность детей к обучению в школе.
(опорный материал)
Основные компоненты готовности ребенка к школе [Волков с.276]. | ||||
Специ-альная | Психологическая | Физическая | ||
Личностная и социально-психологическая | Интеллектуальная | Эмоционально-волевая | ||
Умение читать, писать, считать | Принятие позиции школьника. Отношение: - к школе; - к учебной деятельности; - к учителям; - к себе | Ориентировка ребенка в окружающем, запас знаний, усвоенных в системе | Радость ожидания обучения. Развитие высших чувств и эмоций. Способность: - соподчинять мотивы; Управлять своим поведением | Состояние здоровья, физическое развитие |
Умение общаться: - со взрослыми; - со сверстниками; - войти в детский коллектив | Желание узнать новое | Умение организовать рабочее место и содержать его в порядке | Развитие анализаторных систем | |
Любознательность | Положительное отношение к целям деятельности, принятие их | Развитие мелких групп мышц | ||
Развитие образных представлений | Стремление преодолевать трудности | Развитие основных движений (бег, прыжки) | ||
Сенсорное развитие | Стремление к достижению результата своей деятельности | |||
Развитие речи и мышления | ||||
Преемственность: - учет детским садом требований школы к ученику; - учет школой достижений и возможностей детей |
Неготовность детей к школьному обучению выражается:
· в неспособности понимать особую роль учителя, школьника;
· в непонимании учебной задачи;
· в неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
· в неадекватном отношении к себе.
Затруднение ребенок испытывает в сфере общения со взрослыми, сверстниками и самим собой
Задание 49. Познакомьтесь с методиками определения готовности ребенка к школе авторов представленных ниже, и подготовьте комплект для работы с ребенком на педагогической практике «Первые дни ребенка в школе»:
а) «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна – Ийрасека;
б) Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака;
в) «Мотивационная готовность ребенка к школе» Т.Д.Марцинковская.
г) Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 96с.