Алгоритм характеристики личности школьника

1. Социальный паспорт. Фамилия Имя Отчество число, месяц и год рождения, домашний адрес, в какой семье проживает (полной, не полной, многодетной, малообеспеченной, с лицами заменяющих родителей и т.д.).

2. Психологические особенности личности. Особенности нервной системы (темперамента). Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

3. Учебная мотивация. Отношение к учению (цели, мотивы, эмоциональное отношение, сформированность УУД).

4. Индивидуальные особенности, способности, интересы. Особенности самооценки и уровня притязания. Особенности интересов и специальных способностей.

5. Статус в коллективе и особенности взаимодействия с другими людьми. Лидер, популярный, пренебрегаемый или изолированный. Особенности общения со сверстниками и со взрослыми.

6. Достижения во внеурочной занятости. Участие и результаты в школьных, городских, региональных конкурсов, проектах, олимпиадах.

Опорный материал для характеристики психического развития младшего школьника:

· перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

· развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);

· формирование саморегуляции поведения, воли;

· освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;

· овладение навыками домашнего труда;

· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;

· предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место;

· формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;

· появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».

Новообразования:

· формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;

· возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий;

· произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;

· появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;

· развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

1.10.Готовность детей к обучению в школе.

(опорный материал)

Основные компоненты готовности ребенка к школе [Волков с.276].
Специ-альная Психологическая Физическая
Личностная и социально-психологическая Интеллектуальная Эмоционально-волевая
  Умение читать, писать, считать Принятие позиции школьника. Отношение: - к школе; - к учебной деятельности; - к учителям; - к себе Ориентировка ребенка в окружающем, запас знаний, усвоенных в системе Радость ожидания обучения. Развитие высших чувств и эмоций. Способность: - соподчинять мотивы; Управлять своим поведением Состояние здоровья, физическое развитие
Умение общаться: - со взрослыми; - со сверстниками; - войти в детский коллектив Желание узнать новое Умение организовать рабочее место и содержать его в порядке Развитие анализаторных систем
  Любознательность Положительное отношение к целям деятельности, принятие их Развитие мелких групп мышц
  Развитие образных представлений Стремление преодолевать трудности Развитие основных движений (бег, прыжки)
  Сенсорное развитие Стремление к достижению результата своей деятельности  
  Развитие речи и мышления    
Преемственность: - учет детским садом требований школы к ученику; - учет школой достижений и возможностей детей

Неготовность детей к школьному обучению выражается:

· в неспособности понимать особую роль учителя, школьника;

· в непонимании учебной задачи;

· в неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

· в неадекватном отношении к себе.

Затруднение ребенок испытывает в сфере общения со взрослыми, сверстниками и самим собой


Задание 49. Познакомьтесь с методиками определения готовности ребенка к школе авторов представленных ниже, и подготовьте комплект для работы с ребенком на педагогической практике «Первые дни ребенка в школе»:

а) «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна – Ийрасека;

б) Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака;

в) «Мотивационная готовность ребенка к школе» Т.Д.Марцинковская.

г) Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 96с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: