Таблица 1.1.
Возраст, стадия развития (Фрейд/Эриксон) | Ритуал | Важнейшие объекты отношений | Результат развития | Положительный полюс | Отрицательный полюс |
1 стадия: 0-1 год Оральная стадия/ базовое доверие - недоверие | Взаимность | Мать | Доверие или недоверие к миру и к себе. Первые защиты: проекция, интроекция. Имя, начало биографии. | Базовое доверие: взаимная любовь и признание родителей, привязанность, удовлетворение потребностей ребенка. Признаки: глубокий спокойный сон, легкое кормление, общая ненапряженность органов ребенка, нет гипертонуса. Шпиц: это возможно при выполнении 2 условий: мать готова к материнству и ребенок нормален, полноценен. | Недоверие к себе и к людям, к миру. Игнорирование ребенка, пренебрежение его потребностями. Слишком раннее или резкое отлучение от груди. Эмоциональная изоляция. |
2 стадия: 1-3 года Анальная стадия/ автономия - стыд, сомнение | Различение добра и зла | Родители | Формируется воля и стремление к самостоятельному принятию решений. Работают модусы удержания и отпускания: затем - информации, эмоций, людей, денег, знаний и т.д. Обнаруживает, что есть спина. | Поощряющий контроль и поддержка формируют у ребенка уверенность в себе. Ребенок самостоятелен, но еще зависит от родителей. | Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда.Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в св.способностях. Слабо развита речь, отстают двигательные навыки. Появляется замкнутость. Может вырасти человек истерического самоограничения или, наоборот, асоциальный - с желанием ослепить весь мир. |
3 стадия: 3-6 лет Фаллическая стадия/ инициатива - вина | Ритуал проигрывания ролей (появляется своя референтная группа или нет) | Братья, сестры | Действует модус вторжения. Познание мира, воображение, больше свободы, настойчивость, спектр целей. | Формируется инициатива.Активность: живое воображение, изучение окр.мира, включение в полоролевое поведение. Эдипов комплекс порождает чувство вины. Появляется Супер-Эго. Авторитетный стиль воспитания ведет к успеху в прохождении эдипова комплекса. | Пассивность, гипертрофированная вина.Отсутствие инициативы, инфант.чувство зависти к др.детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
4 стадия: 6-12(13) лет Латент/компетентность - недостаточность(или трудолюбие - чувство неполноценности) | Совершенство исполнения | Школа (латентная группа), учителя | Практика, умелость. Овладевает символами культуры. Сублимация в деятельность плюс фантазии. Процесс консолидации Эго. | При поощрении успехов и ситуации успешности в начальных классах, ребенок вырастает трудолюбивым. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям. Развиваются коммуникативные умения. Ставит и решает реальные цели, фантазия и игры активны. | Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных задач, соревновательности. Острое чувство неполноценности, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий. |
5 стадия: 13-21(23) Пубертат/идентичность - смешение ролей | Идеологический ритуал | Группа сверстников | Физ.рост и половое созревание, озабоченность как выглядит в глазах других, поиск профессионального призвания. Возврат к конфликтам предыдущих стадий - шанс их пройти успешно | Формирование половой идентичности, социальной идентичности. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы: каким и кем хочу быть? Активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация. Лидерство в группах сверстников, и при необходимости подчинение им. | Путаница ролей:смещение и смешение временных перспектив, мысли о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание - гипертрофирована, в ущерб другим интересам. Полоролевая фиксация. Смешение норм полоролевого поведения. |
6 стадия: до 25-30 лет Генетальная/ интимность- изоляция | - | Другой (любимые, друзья) | Формируется верность. Формируется круг друзей и появляется семья. | Формируется близость, интимность - способность к душевной теплоте, пониманию, доверию. Качественные социальные контакты. Привязанность и общность с другими. | Изоляция, страх утраты своего Я, боязнь быть поглощенным, обесценивание семьи. |
7 стадия: до 64 лет (Воспроизводство)/ созидательность-застой | - | Дети, семья | Разрешается противоречие между способностью к развитию и медленным регрессом личности | Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Передача опыта: преподавание, психотерапия, помощь молодежи, реализация в творчестве, теплые отношения с детьми, внуками | Стагнация: псевдоинтимность, личностная пустота, бессмысленность жизни, активная забота только о себе, регрессия. |
8 стадия: (Зрелость)/ Интеграция Эго-отчаяние | - | Принадлежность поколению, человечеству | Нет страха смерти, нет сожаления о прошедшей жизни, нет агрессии к молодежи, благодарны родителям. | Депрессия, агрессия и зависть к молодежи, неудовлетворенность жизнью, страх смерти. |
Составитель: Анна М. Островская Для составления таблицы использовались следующие материалы: Конспекты лекций ВЕИП: Муханова Н.А. (Эго-психология, возрастная психология), Щеголев А.А. (неврозоология) Гуманистический психоанализ, Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен Детство и общество, Эрик Эриксон
|
|
|
|
Возрастная периодизация развития личности Л.С. Выготского. Приложение 1.
Задание 01. Соотнесите основные положения теории с их характеристиками.
Кризисные периоды Л.С. Выготский о стадиальности развития.
Таблица 1.2.
Причина кризиса - | 1. переход от одной ступени развития к другой — это неизбежная ситуация развития. |
2. назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают. | |
3. поведение взрослых и требования, которые они предъявляют. |
Задание 02. Заполните пропуски в таблице.