Эффективность методики

Дневная миграция изучается следующими ме­тодами:

1. Визуальные (с употреблением при необходимости бинокля) на­блюдения по традиционной («классической») методике орнитологов. Профессиональный орнитолог, имеющий опыт визуальных наблюдений, выбирал наблюдательный пункт в месте наиболее плотного потока про­летающих птиц, обеспечивающем наибольший обзор. Он же выбирает наиболее подходящую, по его мнению, ширину полосы наблюдений. Наблюдения проводятся 4 утренних часа непрерывно, и наблюдатель стремится установить видовую принадлежность всех пролетающих птиц, подсчитать их число, и сделать записи с указанием времени, чис­ленности, направления полета, высоты и характера стай. Высота на­блюдения не ограничена, и учитываются все обнаруживаемые птицы, в том числе и видимые в бинокль. Многие орнитологи считают этот метод наиболее приемлемым, а получаемые им результаты наиболее информативными и количественными; многие полагают, что обнаружи­ваемые этим методом птицы — это и есть весь поток пролетающих в данном месте птиц.

2. Визуальные наблюдения формализованные.

В этом методе скон­центрированы некоторые идеи упрощения и стандартизации визуальных наблюдений, высказывавшиеся или применявшиеся в последние годы, а также те упрощения, которые возникли в среде наблюдате­лей — не орнитологов. Полоса наблюдений по этому методу в ширину
заранее ограничена вехами, а в высоту — 100 м. Наблюдения прово­дятся по 15 мин. в час, и результаты экстраполируются на полный час. Виды птиц по сходству облика, размеров и систематической близости объединяются в несколько групп, принятых еще до начала наблюдений.

Наблюдатель относит птиц к одной из этих групп. Число пролетевших птиц не считают поштучно, вместо этого число птиц в стае «на глаз» относят к одному из нескольких уровней, установленных заранее, в предварительных наблюдениях, при которых после оценки числа птиц в стае следовал подсчет. Записи формализованы и сведены к минимуму.

3. Оптические наблюдения в неподвижный вертикально установ­ленный телескоп (или бинокль). Наблюдатель в течение 20 мин. реги­стрирует всех птиц, пересекших поле зрения прибора и время, за ко­торое они пересекли поле. Из этого времени, с учетом скорости полета, высчитывается высота, на которой летела птица, а по высоте вычис­ляется сечение конуса обзора прибора на этой высоте.

4. Радиолокационное обнаружение птиц.

Экран радиолокатора, настроенный на лучшее обнаружение птиц, снимался на кинопленку. Число эхо-сигналов от летящих птиц или стай подсчитывалось под бинокуляром.

5. Отлов пролетных птиц стационарными ловушками с известной высотой и шириной входа. Учитывалось число попавших в ловушку птиц.

Ночная миграция обнаруживалась и учитывалась следую­щими методами:

6. Сейлорметрический: регистрация видовой принадлежности и числа птиц, пролетевших в поле зрения телескопа, наведенного на луну. С помощью ряда расчетов устанавливается высота полета, азимут и плотность потока птиц. При ясной погоде метод применим в течение двух недель в месяц.

7. Регистрация видовой принадлежности и числа птиц, пересекших луч вертикально направленного прожектора. Наблюдение ведется в би­нокль до высоты слоя облаков. С помощью ряда расчетов устанав­ливается высота полета птицы, азимут и плотность потока.

8. Регистрация видовой принадлежности и числа птиц, пролетев­ших над освещенной площадкой. Метод обнаруживает низко летящих птиц.

9. Учет видового состава и числа птиц, пойманных в ловушки и в паутинные сети на рассвете, ночью и при старте.

Примененный комплекс методов позволяет обнаруживать пролет птиц на всех высотах, в любое время суток и при любых погодных условиях.

Сравнение результатов учета пролета птиц осенью 1977 г. на Куршской косе Балтийского 'моря пятью методами дало следующие результаты.

1. За период наблюдений за дневной миграцией наибольшее число птиц было учтено формализованным визуальным методом, далее сле­дуют классический визуальный, оптический и отлов ловушками. За весь период наблюдений ловушкой было учтено 162030 птиц, визуально — 4947629 птиц я оптически — 2039310 птиц.

2. Колебания плотности пролета в последовательные дни корре­лируют при обнаружении их разными методами следующим образом: классический — формализованный: 0.678; классический — отловы: 0.174; формализованный — радарный: 0.421; формализованный — отлов: 0.560; оптический — радарный: 0.167. Низкие коэффициенты корреляции между подневными изменениями численности птиц, учтенными разными методами, объясняются: а) колебаниями высотного распределения про­летающих птиц; б) субъективными ошибками наблюдателей при под­счете; в) низкой эффективностью классического метода; г) помехами, создаваемыми низкой облачностью для оптического метода; д) невозможностью для обзорных радиолокаторов обнаруживать низко летящих птиц, и неоднозначностью между эхо-сигналом и числом птиц, образовавшим его.

3. Расхождения между двумя визуальными наблюдателями в под­счете числа птиц колеблются в пределах одного порядка; они могут да­вать систематические расхождения более, чем в 1.5 раза.

4. Учет в течение первых 4 часов дает 68.5% от числа птиц, заре­гистрированных в течение всей светлой части суток; корреляция между подневными колебаниями, учтенными за 4 часа и полный день, равна 0.859.

5. Снятие с визуального наблюдателя ограничений шириной полосы и высотой учета птиц, в сочетании с требованием подсчета всех птиц по видам, приводит к недоучету 50% пролетевших птиц, а при интен­сивном пролете — до 75%.

6. Точность визуального учета может быть увеличена сокращением полосы регистрации, ограничением высоты учета и применением вместо подсчета числа птиц учета числа стай, с отнесением их к одной из не­скольких градаций.

7. Ни один из 5 методов не обнаружил пролет на всех высотах, при любой погоде, или какую-либо устойчивую часть этого пролета. Следовательно, ни один из методов в отдельности не пригоден для объективного обнаружения и количественного учета дневного пролета.

СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕТА НОЧНОГО ПРОЛЕТА СЕМЬЮ МЕТОДАМИ НАБЛЮДЕНИЙ

Среди исследователей все более усиливается мнение, что нет «идеального метода» изучения миграций птиц в естественных условиях, и все существующие методы обнаружения и учета птиц имеют большие ограничения. Еще Д. Лэк в начале 60-х годов показал существенные недостатки дневных визуальных наблюдений за пролетом и учетов приземлившихся ночных мигрантов (Lack, 1960). Внедрение в после­дующие годы в исследования миграции новых методов, в том числе и радиолокационных наблюдений, не привело к появлению «универсаль­ного способа». Наоборот, появился целый ряд новых методических про­блем (Richardson, 1978).

Применительно к ночной миграции было предпринято много попы­ток выявить границы достоверности отдельных методов — дневных уче­тов «ночных мигрантов», радиолокационных, лунных, сейлометрических наблюдений, учетов голосов пролетающих птиц. В то же время отсут­ствуют работы, в которых эффективность всех применяемых методов подвергалась бы одновременной количественной проверке. В лучшем случае ночная миграция исследовалась путем синхронного применения только четырех методов (Lindgren, Nillson, 1975).

Было предпринято синхронное исследование ночной миграции птиц с помощью семи методов применительно к осенней миграции 1977 г. на Куршской косе Балтийского моря в период с 14 августа по 1 ноября. Лунные, сей-лометрические, площадочные наблюдения и учеты птиц по голосам проведены в п. Рыбачий, а отловы ночных мигрантов днем стационарными ловушками — в пункте «Фрингилла» в 11 км к юго-западу. Пункт радиолокационных наблюдений располагался в г. Паланга, в 75 км северо-восточней основной точки.

Синхронное применение семи методов наблюдений за ночной миграцией осенью 1977 г. на Куршской косе позволило провести коли­чественную проверку объективности каждого из методов, сравнимости их результатов и зависимости методов от ряда погодных условий.

Сравнение численности птиц, пролетевших в зонах обнаруже­ния визуальных методов, показало, что при наблюдениях на фоне диска луны учитывается 96.4% от общей плотности миграции на всех высотах, сейлометрическим методом — 22.2%, а методом освещенной площадки — лишь 3.6%. В отдельные часы ночи в зоне обнаружения сейлометрического метода пролетало до 66.3% всех птиц, а площадочного — до 22 %

При наличии ночного пролета лунный и сейлометрический методы всегда обнаруживали летящих птиц, площадочный же метод в 58.8% случаев не давал положительной информации.

В ясные ночи коэффициенты корреляции между колебаниями плотности пролета, установленными лунным методом, с одной стороны, и результатами всех других методов составляли: 0.522 (с сейлометрическим), —0.047 (с методом освещенной площадки), 0.491 (с радиолокационным), 0.597 (с акустическим), 0.345 (с методом учета птиц, приземлившихся в период утренних сумерек), 0.203 (с методом учета птиц, приземлившихся ночью), 0.545 (с методом отлова «ночных мигрантов» стационарными ловушками в предшествующий день).

Корреляция между лунными и радиолокационными оценками плотности миграции была наиболее высокой при высотных ветрах по­путных и попутно-боковых направлений (0.745), но практически отсут­ствовала при сильных встречных ветрах (0.174). Корреляция между данными лунных наблюдений и акустических учетов возрастала в пе­риод пролета видов, издающих сигналы (вплоть до 0.659). Учеты птиц, прекращавших полет ночью и в утренние сумерки, объективно отра­жали реальные колебания плотности миграции от ночи к ночи в период пролета видов, издающих послепосадочные сигналы. Коэффициенты корреляции между данными лунных наблюдений и результатами уче­тов птиц, севших на контрольную площадку ночью и утром, составляли 0.993 и 0.983 соответственно.

Объективность количественных оценок миграции сейлометрическим, площадочным и акустическим методами зависела от погодных условий. Наибольшие плотности миграции в луче прожектора, над осве­щенной площадкой и по данным учетов сигналов имели место в ночи со сплошной облачностью в сочетании с туманом и дождем и были связаны с положительной реакцией птиц на свет и резким усилением сигнализации при этих погодных условиях. Влияние сплошной облач­ности и тумана определяло, во-первых, полное отсутствие корреляции между подневными колебаниями плотности миграции, установленными радиолокационным методом, с одной стороны, и сейлометрическими, площадочными и акустическими учетами, с другой; во-вторых, очень высокие значения коэффициентов корреляции между данными сейлометрических, площадочных и акустических, учетов (от 0.873 до 0.951).

При качественном сопоставлении данных совпадение картин ночного пролета, установленных разными методами, не превышало 88.9%.

ТЕЛЕМЕТРИЯ

Подобранного в Венди (Франция) не летающего змееяда[2] (Circaetus gallicus) содержали 10 мес в неволе, а по окончании реабилитации выпустили с радиопередатчиком. Осенний пролет его длился с 3 сентября по 6 октября, зимовал в Мали (4045 км от места выпуска). Скорость пролета составила 100-234, в ср. 135 км/день. На участке 157 км крейсерская скорость составила 43 км/ч. Лишь однажды птица отдыхала около 4 дня в долине Нигера. Летняя территория охотничьего участка около 92 км2, зимняя - 410 км2.

Спутниковое прослеживание черных казарок, мигрирующих через Гренландский ледяной щит[3] показало, что атлантические черные казарки (Branta bernicla hrota) накапливают весной в Исландии значительные энергетические резервы (порядка 48% от тощего веса) для дальнего (2600-3500 км) перелета на гнездовья в северной Канаде. При этом они вынуждены пересекать Гренландский ледяной щит, высота которого достигает 2500-3000 м. н. у. м. Подъем на такую высоту при большой весовой перегрузке теоретически лежит на грани возможностей организма птицы. Сверх того, в высоких широтах резко затруднена ориентация: использование солнечного компаса осложнено проблемой временной компенсации из-за ускоренных перемещений по долготе, во время полярного лета практически невозможно ориентироваться по звездам, невидимым на светлом небе, а геомагнитное ориентирование крайне ненадежно из-за близости северного магнитного полюса. Для выяснения деталей протекания миграции 10 отловленных в Исландии в мае 1992 и 1993 гг. казарок были снабжены приклеиваемыми к оперению спины передатчиками (масса 57 г, размеры 99*34*17 мм), работавшими через спутник системы ARGOS и обеспечивавшими определение местоположения птицы с точностью до 1 км. Успешное пересечение Гренландского ледяного щита удалось проследить на 5 казарках. Траектории их движения оказались различными, что можно связать с трудностями ориентации, которая у птиц, по-видимому, основывалась на сочетании использования солнечного компаса и ландшафтных ориентиров. Этого все же оказалось достаточно, чтобы избежать пересечения Гренландского ледяного щита в его наиболее широких и возвышенных участках. Дальность проделанного казарками пути от Исландии до западного побережья Гренландии составила у разных особей от 1500 до 1890 км. Расстояние отсюда до мест гнездовья - еще 1700-2100 км. Рассчитанная скорость движения птиц над Гренладским ледяным щитом была в среднем от 0,7 до 3,9 м/с, при вертикальной скорости подъема 0,01-0,06 м/с (нормальная крейсерская скорость полета у казарок - 16 м/с). При спуске с Гренландского ледяного щита скорость была выше - в среднем 8,2-15,5 м/с. Эта разница скорее всего объясняется более частыми остановками птиц на поверхности льда в фазе подъема. Во время остановок, по-видимому, ликвидируется возникший кислородный долг и происходит перекалибровка внутренних часов, необходимая для удовлетворительного использования солнечного компаса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: